Инвесторам определят квалификацию
Как профессионалы и новички оценили тест от Банка России
Расчет доходности по паям, налогов по облигациям и убытков по опционам — Центробанк определился, как будет экзаменовать неквалифицированных инвесторов. На сайте регулятора появились вопросы к потенциальным покупателям сложных структурированных продуктов. Тесты разделены на два блока. Первый — «самооценка» — позволяет гражданину определить свой опыт, но не влияет на итоговый результат. Он зависит от второго блока, который называется «Знания». В нем по четыре вопроса на каждую тему, и если не ответить на них правильно, то доступ к сделкам с высокими рисками не получить. “Ъ FM” задал вопросы из теста ЦБ профессиональным и начинающим инвесторам. Подробности — у Григория Колганова.
Сложные структурированные продукты — своего рода комбинация акций, облигаций, опционов, фьючерсов или деривативов в одном пакете. Их любят предлагать клиентам банки и инвесткомпании, обещая повышенную доходность, но при определенных условиях, например, если ваши бумаги через столько-то месяцев изменятся в цене не более чем на столько-то процентов.
Чтобы оценить риски этого сегмента, достаточно вспомнить, что подобные финансовые конструкторы привели к краху банка Lehman Brothers и мировому кризису 2008 года. Российский ЦБ намерен выявлять непрофессионалов с помощью вопросов, наподобие такого: можно ли в дату приобретения облигации, величина и факт выплаты купонного дохода по которым зависит от изменения стоимости какого-либо актива или наступления иного обстоятельства, точно рассчитать общий размер купонного дохода по такой облигации, который будет выплачен ее эмитентом?
Москвич Роман, хоть и не считает себя новичком на бирже, услышав формулировку, решил со сложными продуктами не связываться: «Понятия не имею, как это рассчитывается. Я обычно смотрю просто купонный доход, который уже определен брокером или кем-то еще. Вопросы действительно тяжелые. Нужно подучиться, добрать информацию. Я бы не стал этим заниматься».
Профессионалы, впрочем, призывают не пугаться формулировок. Глава инвесткомпании «Иволга Капитал» Андрей Хохрин по просьбе “Ъ FM” изучил тесты от Центробанка и тот вопрос, который неквалифицированного инвестора вогнал в ступор, опытному игроку дался легко: «Вопрос задан, конечно, так, чтобы его разбирали. Но это законодательный тон. В принципе вопрос совершенно понятный. Если купон не гарантирован, можно ли рассчитать его заранее? Ответ короткий: нельзя. Вопросы, которые я там увидел, во многом касаются рисков или денежных тем.
Их начинают задавать себе обычно после того, как где-то потеряют или слишком много заплатят».
Однако некоторые формулировки от Центробанка настолько зубодробительны, что даже профессионалы не сразу дают верный ответ. “Ъ FM” задал управляющему активами «БКС Мир инвестиций» Андрею Русецкому подобный вопрос. Вы приобрели бескупонную структурную облигацию, выплата номинальной стоимости при погашении такой облигации зависит от цены акций компании «А». Защита составляет 80% в случае падения цены на акции компании «А» более, чем на 10% от первоначальной цены. Какой объем выплаты Вы ожидаете получить в случае снижения цены акций компании «А» на дату погашения структурной облигации более, чем на 10% от их первоначальной цены?
Оказалось, что для правильного ответа нужно быть очень внимательным, отмечает господин Русецкий: «По-моему, получается 90%. Защита, нижний порог 80%, тогда 100% будет. То есть если акция падает на 20%, вы получите всю свою сумму при погашении. Если ниже, вы понесете убыток, мягко скажем, не ограниченно. Надо разбираться, как минимум надо пройти какие-то курсы. Почти при всех крупных брокерских компаниях существуют школы».
Опрос “Ъ FM” показал, что повнимательнее стоит быть и составителям тестов. По крайней мере, инвестбанкир Евгений Коган нашел неточность в таком вопросе от ЦБ: В случае, если Вы купили иностранную облигацию за $100 и продали ее через год за $110, при этом курс американской валюты за это время вырос с 50 до 75 рублей, сколько составит Ваш налогооблагаемый доход в России?
Господин Коган при этом отмечает, что тест все-таки полезен: «Они забыли сказать про накопленный купонный доход, который получили. Налоги идут с трех элементов: с купона, валютной переоценки и с прироста цены.
Тест позволит отсеять тех, кто не готов к большому риску. Это очень хорошо.
Почему такие бешеные прибыли у банков? Очень часто потому, что они продают людям непонятно что. Если в итоге у нас станут приобретать сомнительные продукты меньше на 70%, я только буду рукоплескать».
Похоже, регулятор составил вопросы так, чтобы у непрофессионалов не было и шанса подойти к высокорискованным вложениям. Возможно, это правильно, ведь главным экзаменатором в конечном итоге окажется кошелек инвестора, а он ошибок не прощает.