Техосмотр «отвязался» от ОСАГО
Как теперь будет проходить процедура оформления страхового полиса на автомобиль
Для оформления ОСАГО больше не нужны документы о техосмотре автомобиля. Вступил в силу закон, который отменяет необходимость предъявлять действующую диагностическую карту для оформления полиса обязательного автострахования. Что это означает для автовладельцев? Расскажет — Андрей Загорский.
Прежде всего, не следует думать, что вступление в силу нового закона избавляет автолюбителей от необходимости проходить техосмотр. Речь, разумеется, не об этом. Просто теперь процедуры получения полиса и оформления диагностической карты «отвязаны» друг от друга. Правда, эта норма действует только в отношении авто, принадлежащих физическим лицам. Ее необходимость, надо признать, давно назрела: пунктов техосмотра в некоторых регионах не хватает, там возникали очереди, и автовладельцы подчас при всем желании застраховать свою машину не могли этого сделать.
Теперь полисы ОСАГО станут более доступными. Техосмотр же остается обязательным, просто оформить его можно и после приобретения страховки. Однако президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс предупредил, что попадание в ДТП без действующей диагностической карты может грозить автолюбителю, помимо прочих, еще и чисто финансовыми неприятностями: «Выписываем ОСАГО, но предупреждаем людей, что если в техническом состоянии их транспортного средства они попали в аварию и виноват именно тот факт, что они не прошли техосмотр, тогда им будет вчинен регресс, они будут отвечать за эту аварию».
То есть, если ДТП случится из-за технической неисправности автомобиля ее виновника, а диагностической карты у него не окажется, страховая компания, конечно, покроет ущерб пострадавшей стороны. Но затем может в судебном порядке потребовать от своего клиента возмещения соответствующей суммы.
Закон об оформлении ОСАГО без техосмотра вступил в силу
Правда, как показывает практика, аварии из-за технической неисправности — это все же редкость. Согласно данным ГИБДД, на них приходится всего 0,1% всех ДТП. Не исключено, что тех, кто вообще откажется от прохождения техосмотра, на какое-то время станет больше. Но этот период будет недолгим, считает вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко: «Для того чтобы не создавать коллапс, введены эти послабления: пожалуйста, полис можете купить и так, а техосмотр проходите в обычном порядке. Думаю, сейчас будет волна тех, кто первично не будет проходить техосмотр. После введения штрафов, либо из-за ДТП по техническим причинам и возврат денег через суд в страховую компанию, все вернется на круги своя».
Кстати, сейчас за отсутствие техосмотра автомобилиста могут оштрафовать на сумму от 500 до 800 руб. Однако со следующего года штраф увеличится до 2 тыс. руб.Многих, разумеется, интересует вопрос: не приведет ли «разъединение» процедур оформления ОСАГО и техосмотра к подорожанию страховых полисов? Большинство представителей страховых компаний уверяют, что этого не произойдет.
Эксперт общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько допускает, что цены на обязательную страховку все же могут вырасти: «ОСАГО, конечно, более интересная для водителей история, потому что полис хотя бы частично гарантирует возмещение ущерба при ДТП. Техосмотр к этому отношения не имеет, поэтому, конечно, при упрощении процедуры приобретения полиса, наверное, многие их купят.
Законы рынка подсказывают, что если спрос на полисы возрастет, то и цена на них тоже увеличится».
Теперь для оформления полиса обязательного автострахования нужно предъявить следующие документы: заявление о заключении договора ОСАГО, документы на машину, водительское удостоверение и договор купли-продажи, если автомобиль только что приобретен.