Шах и MateBook

За счет чего Huawei удалось за пять лет стать значимым игроком на рынке ноутбуков

В 2020 году в России купили около 3,1 млн ноутбуков стоимостью 140 млрд руб. Это на 30% больше в штуках и на 55% в деньгах, чем в 2019 году, оценивают в «М.Видео-Эльдорадо». Пандемия и переход на удаленную работу и обучение, а также рост популярности компьютерных игр привели к тому, что спрос на ноутбуки достиг максимума с 2015 года. В топ-5 лидеров по продажам в штуках впервые вошла Huawei, широкому потребителю известная прежде всего как производитель смартфонов, а в пятерку самых продаваемых моделей попали два ноутбука от производителя — Huawei MateBook D 14 и MateBook D 15. Вендор представил серию MateBook только в 2016 году, однако смог опередить в некоторых рейтингах, например, Apple. Как компания смогла попасть в число лидеров по продажам столь востребованной в эпоху удаленной работы техники?

Поднять с нуля

«Когда бренд впервые вышел на рынок ноутбуков, многие назвали это смелым решением,— рассказывают в Huawei Consumer Business Group.— В отрасли традиционно высокая конкуренция, небыстрое внедрение новых технологий и небольшая прибыль. Однако у Huawei появились собственные идеи, как оживить рынок и предложить пользователям интересный продукт». К моменту выпуска ноутбуков в 2016 году компания уже закрепилась в индустрии мобильных устройств: в четвертом квартале Huawei занимала третье место в списке крупнейших производителей смартфонов с долей на глобальном рынке в 10,3%.

По данным Gartner, объем продаж на рынке ПК упал на 8,3% в 2015 году и еще на 3,7% в 2016 году, однако Huawei увидела в этом новые возможности. Бизнес в индустрии смартфонов дал ей преимущества в области производства и дизайна ноутбуков.

«Внешне и технически Windows-ноутбуки разных производителей отличаются друг от друга даже меньше, чем современные смартфоны: один форм-фактор (оставим за скобками эксперименты Asus с двумя экранами, они не для массовой аудитории), одна операционная система,— рассказывает руководитель по стратегическим коммуникациям медиапроектов Mail.ru Group Антон Спиридонов.— Так что для пользователя на первый план выходят цена и дополнительные фишки, которые добавляют бренды».

Фото: Huawei

«В этой ситуации интересным ходом стало появление компьютеров от исконно смартфонного бренда Huawei и ряда других»,— продолжает эксперт, добавляя, что Huawei с линейкой MateBook стала первой подобной компанией в России и к 2021 году вошла в топ-5 по продажам ноутбуков с долей около 5%.

«Huawei вышел на рынок достаточно ярко,— констатирует ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.— Успех был в первую очередь связан с тем, что они строят продажи ровно по тем же лекалам, что и для смартфонов: производитель понимает, как продавать потребительскую электронику, и хорошо себя позиционирует».

По мнению Антона Спиридонова, одной из главных причин успеха серии было то, что сначала цены на ноутбуки MateBook были заметно ниже рыночных. Производитель использовал субсидируемую модель продаж, работая не на маржу, а на наращивание доли рынка, замечает он.

В результате два-три года назад ноутбуки Huawei уже выглядели лучше, чем у многих конкурентов, как раз благодаря «смартфонному» видению производителя: это безрамочные сенсорные экраны, сканер отпечатка пальца в кнопке включения, возможность управлять экраном смартфона прямо с ноутбука благодаря экосистемной функции «Мультискрин».

Для мгновенной передачи данных между фирменными устройствами Huawei использует технологию Huawei Share: одним касанием пользователь может вызвать на экране проекцию мобильных приложений и доступ к папкам на смартфоне. Так можно редактировать фото и тексты, общаться в мессенджерах, принимать звонки, не беря в руки телефон.

«Huawei заходила на рынок смартфонов через операторский бизнес-сегмент, создавая no name оборудование, которое подписывалось именем оператора,— вспоминает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.— Но с каждым годом при поддержке родного государства компания становилась все сильнее, уделяя внимание рынку не только смартфонов, но и ноутбуков как одному из самых быстрорастущих. Пять лет развития позволили Huawei превратиться из начинающего производителя, закрывающего небольшой сегмент рынка, в значимого игрока, который лидирует в определенных сферах в разных странах».

Новые модели: ноутбуки с функционалом смартфонов

Фото: Huawei

В 2021 году бренд представил в России несколько новых ноутбуков для разных пользователей: Huawei MateBook 14, Huawei MateBook D 15 с процессором Intel® Core™ 11-го поколения и флагманский Huawei MateBook X Pro. Компания сделала фокус на повышенную производительность (данные опросов говорят о том, что это самое важное качество для владельцев устройств Huawei, по мнению 83,9% респондентов) и фирменный дизайн.

«Если первые MateBook были флагманскими, показывающими все технологии компании, то в этом году упор сделан больше на массовые модели MateBook D (цена от 40 тыс. руб.), которые уже не так сильно отличаются от доступных моделей других брендов. Но полюбившиеся экосистемные фишки Huawei в них, конечно, остались»,— рассуждает господин Спиридонов.

Любопытно, что в Huawei не стали запутывать пользователей огромным модельным рядом, как некоторые традиционные конкуренты. «На сегодня компания сфокусировалась на линейке из трех разновидностей: это простые аппараты, аппараты для студентов и профессиональные ноутбуки, которые стоят дороже, но обеспечивают более чем качественные технологические характеристики»,— продолжает Денис Кусков. При этом, по словам эксперта, финансовые условия для пользователей тоже довольно привлекательны, каждый может найти модель под свой бюджет.

У новых устройств тонкий корпус и безрамочный экран, есть режим защиты зрения от мерцания и синего излучения в режиме подсветки, рабочая поверхность до 91%. Компания выбрала соотношение экрана 3:2 вместо традиционного 16:9 — это позволило вместить в один скролл максимум информации.

Фото: Huawei

Основные особенности серии:

  • Huawei MateBook 14 — обладает флагманской мощностью, однако дешевле ведущей модели. Особенно заинтересует молодых специалистов. Плавную работу при высокой нагрузке обеспечивает встроенная графика Iris ® Xe. Экран: сенсорный 2К FullView с полезной площадью 90%. Ноутбук может работать 11 ч автономно.
  • Huawei MateBook X Pro — профессиональный компактный ноутбук весом 1,33 кг для любителей технологий, топ-менеджеров и экспертов в сфере IT. Отличается высоким разрешением экрана 3000х2000 и цветовым охватом 100% sRGB (обеспечивается яркая и естественная цветопередача). Оперативная память ноутбука — 16 ГБ, SSD-накопитель — до 1 ТБ. Два новых передних микрофона улавливают голос пользователей на расстоянии до 5 м, а умный алгоритм фильтрует шумы и улучшает качество передаваемого звука. Как и Huawei MateBook 14, может работать автономно до 11 ч.
  • Huawei MateBook D 15 — оптимален для студентов и всех, кто ищет качественный ноутбук по разумной цене. Модель «заточена» под широкоформатное мультимедиа и работу в многооконном режиме. Запас яркости: под 300 нит. Мощность звука достигает 2 Вт, а умные алгоритмы настраивают объемное звучание. Для двух часов работы хватает 15 минут зарядки.

Что дальше

Успех ноутбуков Huawei подвиг компанию расширить ПК-бизнес: в продаже уже появились мониторы MateView (в том числе ультраширокий игровой MateView GT), кроме того, как отмечают, производитель планирует выпускать в России стационарные компьютеры.

«По нашим данным, рост доли компании замедлился и вряд ли выйдет за 5% в 2021 году. Виноват дефицит комплектующих на рынке ПК — в итоге цены линейки MateBook уже не такие привлекательные на фоне конкурентов. Но на Huawei работает известность бренда в этом сегменте, а также накопленная база пользователей и расширение линейки»,— рассуждает Антон Спиридонов. На бизнес Huawei накладывают свой отпечаток санкции, доступность процессоров и комплектующих, дополняет господин Муртазин.

«Технически компания очень сильно продвинулась и ни в чем не уступает конкурентам»,— убежден Денис Кусков. «Сегодня Huawei является в какой-то степени законодателем мод, и уже не она оглядывается на других производителей, а другие производители — на нее»,— заключает он.

ООО «Техкомпания Хуавэй»

Адрес: Москва, ул. Крылатская, д. 17, корп. 2

ОГРН 1027739023212

Вся лента