Кандидаты в водители просто так не сдаются
“Ъ-Урал” узнал, почему гражданам стало сложнее получить права с первого раза
Около 15% кандидатов в водители в Свердловской области сдали практический экзамен на права с первой попытки, по введенному с 1 апреля регламенту вместо «площадки» и «города», сообщили “Ъ-Урал” в региональной ГИБДД. По итогам апреля — августа прошлого года этот показатель был выше на 9%. В Госавтоинспекции рассказали, что чаще всего будущие водители не предоставляют преимущество другим участникам движения или забывают включить поворотники. Автошколы видят ситуацию иначе: инспекторы стали субъективно подходить к оценке вождения, а кандидатам в водители в Екатеринбурге не создали мест для ожидания экзамена, что приводит к психологическому давлению на граждан и снижению числа экзаменуемых в два раза.
С 1 апреля и по 17 августа 2021 года средний процент сдачи экзаменов кандидатов в водители с первого раза в подразделениях ГИБДД Свердловской области составил 15%. За аналогичный период прошлого года данный показатель составлял 24%, сообщили “Ъ-Урал” в региональной ГИБДД. Всего за шесть месяцев сотрудниками экзаменационных подразделений Госавтоинспекции Свердловской области принято 114 991 теоретический и практический экзамен. «Согласно сведениям федеральной информационной системы Госавтоинспекции, кандидаты в водители сдают практический экзамен со второй и с третьей попыток»,— сообщили в ГИБДД. Отметим, что в России с первого раза тест с 1 апреля сдали более 148 тыс. (13%) кандидатов в водители. Это примерно вдвое меньше, чем в среднем за 2020 год (26%).
С 1 апреля вступил в силу новый регламент МВД, который вместо привычных «площадки» и «города» ввел единый практический экзамен. Первоначальные навыки вождения (упражнения «параллельная парковка», разворот в ограниченном пространстве и т.д.) теперь проверяются прямо в условиях городского трафика. Причем учебный маршрут держится в секрете, к нему невозможно подготовиться заранее.
Как рассказали в УГБДД Свердловской области, количественные изменения кандидатов в водители, не сдавших практический экзамен, напрямую зависят от качества их подготовки автошколами.
«Такие выводы делаются в том числе по информации кандидатов в водители, согласно которой образовательные организации не в полном объеме предоставляют обучение по практическому предмету “Вождение транспортных средств”»,— говорится в ответе региональной ГИБДД.
Чаще всего экзаменуемые не предоставляют установленное правилами преимущество другим участникам движения, забывают включить (или включить вовремя) сигналы поворота, а также двигаются на запрещенный сигнал светофора. Кроме того, в процесс управления инспекторам часто приходится вмешиваться в процесс вождения для предотвращения возникновения ДТП или наезда на препятствие.
Заместитель директора негосударственного образовательного учреждения «Авто-ЛАДА», представитель Уральской ассоциации автошкол Владимир Лопатин считает, что процент сдачи практического экзамена с первого раза снизился из-за требований нового регламента. По его словам, сейчас в Екатеринбурге ГИБДД принимает практические экзамены в районе улицы Чкалова, где густонаселенная местность с интенсивным движением.
«Раньше человек выезжал на участки, где менее опасно, малоинтенсивное движение, есть тупиковые улицы (в Екатеринбурге это были районы Химмаша и Сортировки). Теперь все курсанты вынуждены ехать на Чкалова, 1. Полагаю, это удобно ГИБДД, но неудобно курсантам»,— отметил Владимир Лопатин.
Так, по его словам, в регламенте прописано, что парковка или разворот должны осуществляться, если есть разметка по ГОСТу. Если ее нет, то нужно придерживаться размеров, которые установлены регламентом, но это инспекторами не соблюдается, добавил он. «По сути, все отдано на откуп инспектору, если у него хорошее настроение, курсант сдаст, плохое — не сдаст. Парковку могут найти такую, что и “Запорожец” не въедет, а могут такую, что на КамАЗе въедешь. Инспекторы нигде не выходят и не выставляют разметку. Раньше можно было оспорить решение инспектора, поскольку были камеры, разметка на фигурах. Сейчас этого нет, все делается на глаз. И мнение инспектора субъективное, раньше такой предвзятости не было»,— рассказал господин Лопатин.
Среди причин этого он назвал ограничение на сдачу практического экзамена на одного человека в пределах 30 минут. «Если инспектору дают 40 человек и говорят принимать, то он должен выполнить задачу. То есть он должен 20 часов не выходить из машины. Ему проще половину завалить и провести на экзамене 10 часов»,— отметил Владимир Лопатин.
Он также подчеркнул, что сейчас инспектор при принятии экзамена сидит на переднем сидении, это психологически тяжело и для курсанта, и для сотрудника ГИБДД.
«Инспектор должен теперь следить за дорогой, и за тормозами, и за нарушениями. Куча слагаемых, которые в итоге давят на всех»,— добавил он.
Директор Уральской ассоциации автошкол Татьяна Журавлева добавила, что сейчас для кандидатов в водители нет мест ожидания экзамена. «Они приходят на сдачу экзаменов к 9:00 и могут просидеть в очереди до вечера. В регламенте прописано, что должно быть конкретное место и время прибытия на экзамен, а у нас получается, что все приезжают утром и стоят в ожидании, не имея в том числе доступ к туалетам, кафетерию или элементарным местам для того, чтобы посидеть. Такие неудобства создают психологический дискомфорт для экзаменуемого»,— добавила она.
По ее словам, если раньше ГИБДД принимала практический экзамен в день у 200 кандидатов в водители, то сейчас это число сократилось в два раза.
Это, по словам госпожи Журавлевой, затягивает сроки сдачи, а навыки кандидатов в водители утрачиваются, поскольку ожидание экзамена может занять несколько недель.