«Бахчисарай» не купился на взятку
Украинский бизнесмен получил срок за попытку решить проблемы своего завода
К девяти годам колонии строгого режима приговорил Пресненский райсуд Москвы крупного украинского бизнесмена Павла Климца, признав его виновным в покушении на дачу взятки российским судьям и силовикам за снятие ареста с принадлежавшего ему Крымского винно-коньячного завода «Бахчисарай». Сам мультимиллионер настаивал на своей невиновности, заявляя, что действовал в рамках закона, передавая деньги лишь за оказание юридических услуг, но стал жертвой решальщиков, связанных, как оказалось, со спецслужбами. Бывшая подчиненная господина Климца Юлия Самойлова должна провести, согласно решению суда, в изоляции от общества восемь лет, а один из похитивших деньги украинского предпринимателя решальщик — пять лет. Еще один фигурант Гор Чудопалов-Нормант, давший признательные показания, совсем избежал наказания. Ранее он уже фигурировал в громком скандале о продаже кресла главы МВД Дагестана, но опять же из-за вовремя сделанных признаний получил символическое наказание.
Процесс по скандальному делу 53-летнего украинского мультимиллионера Павла Климца шел в Пресненском суде под председательством судьи Катерины Кириченко с апреля этого года. Сам бизнесмен обвинялся в покушении на дачу взятки в особо крупном размере (ст. 30 и ч. 5 ст. 291 УК РФ), а менеджер одной из принадлежащих ему бизнес-структур Юлия Самойлова и предприниматель с паспортом Украины Андрей Грохольский — в посредничестве во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и ч. 4 ст. 291.1 УК РФ) и особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) соответственно. На прошедших неделю назад прениях сторон представители прокуратуры попросили суд приговорить не признающих вину Павла Климца к десяти годам колонии строгого режима, а Юлию Самойлову — к девяти общего. Для сознавшегося во всем Андрея Грохольского обвинение требовало шесть лет общего режима. Суд фактически согласился с доводами прокуратуры, лишь снизив на год запрошенные гособвинением сроки. При этом господину Климцу не стали назначать штраф в 200 тыс. руб.
По данным “Ъ”, защитники всех подсудимых после оглашения приговора заявили о намерении его обжаловать.
Адвокат Павла Климца Талгат Суиндыков пояснил “Ъ”, что у него нет претензий к тому, как вела процесс судья Катерина Кириченко, но выразил сожаление, что она «не оценила все доводы защиты», в частности в вопросе назначения экспертиз по ходатайствам адвокатов и исключения ряда доказательств, которые защита украинского бизнесмена считала недопустимыми.
Речь шла, в частности, о расшифровках аудиозаписей переговоров предпринимателя с другими фигурантами уголовного дела. Как оказалось, сотрудники ФСБ ошибочно уничтожили эту ключевую улику, а потому проверить ее аутентичность не представлялось возможным. Также, как считает сторона защиты, суд не стал оценивать критически показания главного и единственного свидетеля обвинения решальщика Гора Чудопалова. Тот, официально носящий, кстати, с января этого года фамилию Нормант, был, как рассказывал “Ъ”, освобожден от уголовной ответственности по делу Павла Климца «в связи с его деятельным раскаянием и изобличением соучастников». Между тем защита нашла в его признательных показаниях немало противоречий и особо отмечала, что Гор Чудопалов вместе со своим знакомым Андреем Грохольским сами навязались Павлу Климцу и именно от них исходила инициатива проведения встреч. «Этот факт втягивания в общение был упомянут в материалах следствия и суда, так же как и то обстоятельство, что мой подзащитный был уверен: он действует совершенно законно в рамках оказания юридической помощи, поскольку после передачи денег Чудопалов, представлявшийся руководителем юридического бюро, написал соответствующую расписку»,— пояснил господин Суиндыков, добавив, что лишь формальность в ненадлежащем заключении договора о юруслугах стала, несмотря на имевшуюся бумагу, поводом для привлечения Павла Климца к уголовной ответственности за покушение на дачу взятки. По его словам, в прениях сторон защита настаивала на полном оправдании украинского бизнесмена. Последний же, как отмечают защитники, хотя и надеялся на лучшее после двух с половиной лет, проведенных в СИЗО, «уже свыкся с российской действительностью». Они пояснили, что в своем аресте предприниматель не видел никакой политической подоплеки или провокации спецслужб, считая, что оказался «не в том месте и не в то время», а также сам проявил определенную небрежность в общении с мошенниками.
Как рассказывал “Ъ”, попытка дать взятку была совершена Павлом Климцом в 2017 году. В сфере интересов известного на Украине бизнесмена и политика находился помимо прочего алкогольный бизнес, включая входивший в его группу «Олимп» Крымский винно-коньячный завод «Бахчисарай». После воссоединения Крыма с Россией у ФНС возникли претензии по уплате налогов в казну, которые стали основанием для возбуждения уголовного дела. «Для разрешения сложной судебно-следственной ситуацией, усугублявшей деятельность завода», как считают в Следственном комитете России (СКР), господин Климец, и решил через свою помощницу Юлию Самойлову дать взятки «должностным лицам правоохранительных органов Республики Крым». «Гор Чудопалов, получив такую информацию, был введен в заблуждение Грохольским о том, что тот сможет путем дачи взятки должностным лицам правоохранительных органов Республики Крым разрешить проблемы Климца»,— заявили в СКР.
Общая сумма взяток составляла 20 млн руб., но из них были получены только $80 тыс., которые решальщик Гор Чудопалов передал Андрею Грохольскому.
Последний же «распорядился ими по своему усмотрению». В апреле 2019 года приехавший по делам в Москву господин Климец был задержан оперативниками управления «К» СЭБ ФСБ и УЭБиПК ГУ МВД по Москве, а управление СКР по ЦАО Москвы на основе их материалов возбудило уголовное дело. При этом сам признавшийся во всем Гор Чудопалов вскоре перешел в статус свидетеля. Андрей Грохольский также раскаялся, но заявил, что деньги украинского бизнесмена похищал в одиночку.
Отметим, что, как рассказывал ранее “Ъ”, Гор Чудопалов был одним из фигурантов скандального процесса о продаже мошенниками за крупные суммы должностей заместителя полпреда президента в ЮФО и поста главы МВД Дагестана. В обмен на признательные показания ему назначили символическое наказание и освободили в зале суда, в то время как остальные фигуранты получили длительные сроки лишения свободы.