Машины разъедутся без присмотра
До конца года на них можно не ставить ЭРА-ГЛОНАСС
Автоконцерны могут до конца года не устанавливать на машины в России и других странах ЕАЭС систему экстренного реагирования при авариях (ЭРА-ГЛОНАСС), у производителей которой возник дефицит комплектующих. Отсутствие системы несет определенные риски, и после решения проблем с поставками автозаводы обяжут ее доустанавливать. Однако эксперты отмечают, что проконтролировать процесс будет сложно.
Как рассказал “Ъ” заместитель директора департамента технического регулирования и аккредитации ЕЭК Виген Енокян, коллегия ЕЭК 17 августа приняла решение позволить не оснащать все автомобили (за исключением машин для перевозки опасных грузов и специально предназначенных для детей), которые изготовлены на территории ЕАЭС, системой ЭРА-ГЛОНАСС. Решение вступает в силу через 30 дней после принятия. Шаг вызван дефицитом полупроводников, который привел к нехватке компонентов для производства систем, пояснил чиновник. В Минпромторге РФ подтвердили информацию, подчеркнув, что нельзя допустить остановку автозаводов и дефицит российских автомобилей в дилерских сетях.
Источники “Ъ” говорят, что срок заказов некоторых чипов для систем управления автомобилем сейчас составляет порядка 60 недель, причем без гарантии поставки. АвтоВАЗ, например, в последние несколько месяцев не раз сообщал о приостановке конвейеров из-за дефицита ABS от Bosсh. Кроме того, полупроводники значительно подорожали, говорят источники “Ъ”.
С 2017 года все новые машины, ввозимые в Россию или продаваемые в стране, должны быть оборудованы модулями ЭРА-ГЛОНАСС, с которых автоматически сообщается о ДТП и передаются точные координаты автомобиля.
Серьезные проблемы с поставками оборудования ЭРА-ГЛОНАСС возникли, по словам источников “Ъ”, только в августе. По данным одного из собеседников “Ъ”, Минпромторгу об этом сообщили в НПП ИТЭЛМА (крупнейший поставщик систем экстренного реагирования, работает с АвтоВАЗом, КамАЗом, ГАЗом, «Соллерс» и рядом других). Другой источник “Ъ” утверждает, что компания сначала «довела до клиентов информацию о рисках недопоставок в августе—октябре», после чего автопроизводители подняли вопрос в министерстве и уже чиновники вели консультации с поставщиком.
«С августа риски разрыва поставок увеличились в связи с тем, что ряд ключевых глобальных производителей электронных микросхем заявил о своей невозможности в необходимом количестве поставлять заказанные комплектующие»,— пояснил “Ъ” гендиректор НПП ИТЭЛМА Евгений Горелик.
В «Соллерс Авто» (выпускает УАЗ и Ford Transit) подтвердили, что обращались за помощью в решении проблемы в Минпромторг: «В условиях оживленного спроса на российском рынке нельзя ставить под угрозу отгрузки автомобилей с автозаводов».
В то же время производители ЭРА-ГЛОНАСС не заинтересованы в послаблениях со стороны ЕЭК, поскольку могут потерять даже те продажи, что остались в условиях дефицита комплектующих. Но Виген Енокян утверждает, что речь идет только об отсрочке: машины должны быть дооснащены ЭРА-ГЛОНАСС до 30 июня 2022 года. Производители обязаны при продаже информировать потребителя о такой необходимости.
В Минпромторге пояснили, что дооснащение будет проходить в рамках согласованных с Росстандартом отзывных программ за счет автопроизводителей. Последние не спорят с таким условием. В «Соллерс Авто» подтверждают, что процедуры отзывных кампаний и доукомплектации машин существуют и реализовать их не будет проблемой.
Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что стоимость отзывной кампании оценивается объемом работ по установке блока ЭРА-ГЛОНАСС.
«В столице услуга по установке ЭРА-ГЛОНАСС стоит 2–3 тыс. руб. для машин массового сегмента и 4–5 тыс. руб.— для премиальных автомобилей,— говорит глава Fresh Auto Денис Мигаль.— Это цифры без учета расходов на само оборудование — 22–25 тыс. руб., программирование и официальную регистрацию в единой системе — по 1 тыс. руб.». Примерное время оснащения легкового автомобиля системой ЭРА-ГЛОНАСС, по его словам, составляет один-два часа.
Евгений Горелик подчеркивает, что обязанность доустановить блоки «имеет ключевое значение». Источники “Ъ” в иностранных концернах опасаются риска дополнительной ответственности, если машина без системы экстренного реагирования попадет в аварию. В Минпромторге заверяют, что будут контролировать выпуск в обращение транспортных средств, не оснащенных ЭРА-ГЛОНАСС, и их последующее дооснащение, в том числе через электронные паспорта транспортных средств. Но собеседник “Ъ” в другом концерне допускает, что дооснастить машины 100% клиентов не получится, а проконтролировать будет сложно, поскольку на улицах до сих пор много машин без ЭРА-ГЛОНАСС.