Автокредиты притормозили рост

В Челябинской области выдача займов на покупку машин за месяц упала на 6,5%

Третий месяц подряд снижается выдача автокредитов в Челябинской области. В июле было выдано 2,7 тыс. займов этого вида, что на 6,5% меньше, чем в июне, и на 23% по сравнению с пиковым апрелем. В целом за семь месяцев рынок автокредитования в регионе вырос на 23% к аналогичному периоду 2020 года. Аналитики отмечают, что несмотря на снижение выдача кредитов на покупку машин в Челябинской области достигла допандемийного уровня. Эксперты считают падение на рынке автокредитования следствием ускорения инфляции, а также завершением эффекта снижения ставок и ажиотажного спроса на фоне роста цен.

Снижение выдачи автокредитов в Челябинской области продолжается с мая

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

В Челябинской области снижается выдача кредитов на покупку новых и подержанных автомобилей. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в июле банки выдали жителям региона 2789 автокредитов на общую сумму 2,6 млрд руб. Это на 6,5% и 7% соответственно меньше, чем в июне, когда выдали 3042 кредита на 2,8 млрд руб.

Падение выдачи этого вида займов продолжается с мая после рекордного прироста в апреле. Тогда жители в Челябинской области купили в кредит более 3,6 тыс. машин, что на 16,4% превысило показатели марта. Уже в мае выдачи снизились почти на 17%. Количество выданных в июле автокредитов по сравнению с апрелем сократилось на 23%. Средняя сумма одного займа в прошлом месяцев составила 920 тыс. руб.

«Несмотря на то, что в настоящее время количество и объем выданных автокредитов снижаются, по сравнению с прошлым годом динамика выглядит очень хорошей. Но не стоит забывать, что тогда из-за пандемии случилось серьезное проседание по всем видам потребительских кредитов, поэтому здесь имеется эффект низкой базы. Тем не менее, по количеству выданных автокредитов Челябинская область уже превысила допандемийный уровень, а по объемам превысила его в полтора раза. Этому способствовал в том числе высокий средний уровень персонального кредитного рейтинга у заемщиков области, составляющий сейчас 687 баллов»,— комментирует директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. По данным бюро, в целом за семь месяцев 2021 года жители Челябинской области взяли 20,7 тыс. займов на покупку автомобилей на общую сумму 18,2 млрд руб., что на 23% (16,8 тыс.) больше аналогичного периода прошлого года по количеству и на 55% (11,7 млрд) по объему. По сравнению с январем — июлем 2019 года рост рынка автокредитования составил 48% (12,3 млрд) по общей сумме и на 15% (18 тыс.) по количеству.

В целом по России также третий месяц подряд наблюдается падение в этом сегменте банковского кредитования. В июле по сравнению с июнем выдача сократилась на 4,7%, до 82,1 тыс. автокредитов, и почти на 24% по со сравнению с пиковыми значениями апреля. По словам генерального директора НБКИ Александра Викулина, «постепенно сходит на нет эффект снижения ставок и ажиотажного спроса на фоне инфляционных ожиданий».

Банки подтверждают тенденцию снижения выдачи автокредитов. Так, по данным пресс-службы ВТБ, в апреле банк оформил жителям Челябинской области займов этого вида на общую сумму 283 млн руб. В июле объемы снизились до 246 млн руб. (250 кредитов). По сравнению с июлем 2020 года рост составил 15%. «Показатели мая, июня и июля превосходят прошлогодние, при этом уровень спроса в целом превышает стандартный для этого времени года, что связано с низкими ставками и большим количеством программ банков с автодилерами. Мы ожидаем высокий спрос на автокредиты во второй половине года. Это связано как с тем, что ставки по-прежнему остаются на привлекательном уровне, так и с традиционным осенним оживлением на рынке»,— комментирует пресс-служба ВТБ. Характерной тенденцией этого года в банке отмечают рост числа сделок по покупке автомобилей с пробегом: в целом по России в январе — июле объем по ним вырос на 70% к аналогичному периоду прошлого года. «Учитывая рост стоимости транспортных средств, банки будут все активнее переключаться на данный сегмент кредитования»,— считают в ВТБ.

Старший аналитик агентства «Национальный кредитный рейтинг» Егор Лопатин считает, что вторая половина года окажется менее успешной для рынка автокредитования: «Второе полугодие окажется менее успешным, однако динамика останется на докризисной траектории. Основные причины роста выдач автокредитов: значительное подорожание машин, снижение реальных располагаемых доходов россиян и маркетинговая активность дилеров. Портфель автокредитов будет расти даже на фоне возможного сворачивания программы льготного автокредитования, роста ставок и заметного дефицита на рынке».

По словам аналитика управления торговых операций на российском фондовом рынке компании «Фридом Финанс» Александра Осина, ускорение инфляции — это традиционный сигнал для рынка сокращать кредитную активность. По прогнозам, «справедливое годовое изменение» объема накопленных кредитов физических лиц составит от –3% до +27%. «Для сравнительно низко ликвидного рынка автокредитования прирост и спад выражаются в цифрах, существенно отклоняющихся от среднеотраслевых. Но тренд у статистики автокредитования и индикаторов широкого рынка займов физлиц — один. Автодилеры будут стремиться не допустить сценария замедления. Реализация программ господдержки сейчас сглаживает негативные тенденции. Однако экономика традиционно, как представляется, “возьмет свое”. Одна из причин в том, что, учитывая накопленный в мировой экономике значительный объем свободной ликвидности и дисбаланс спроса и предложения на ряде ключевых рынков, потенциал ускорения индекса потребительских цен в РФ в итоге в ближайшие годы представляется более высоким, двузначным в годовом процентном исчислении»,— говорит эксперт.

Юлия Гарипова

Вся лента