Поездке на такси грозит пересчет
Как решение «Яндекс.Такси» увеличить тарифы отразится на пассажирах
Цены на услуги такси могут повысить все агрегаторы. С 25 августа в некоторых российских регионах, в том числе и в Подмосковье, увеличилась стоимость перевозок в сервисе «Яндекс.Такси». Повышение составило от 30% до 100%. В самой компании объясняют это ростом издержек и заботой о водителях. Эксперты уверены, что так же поступят и другие игроки рынка. И что цены на такси в скором времени вырастут и в самой столице. К чему готовиться пассажирам? Выяснял Александр Мезенцев.
В «Яндексе» до последнего не раскрывали, где именно вырастут цены на услуги таксистов. Но уже утром 25 августа клиенты в более чем в 10 подмосковных городах стали платить за поездку на треть, а иногда и в два раза больше, чем обычно. Например, для жителей Балашихи минимальная стоимость теперь составляет 139 руб., хотя несколько дней назад эта сумма не превышала 70 руб. Как рассказали Forbes источники в «Яндексе», изменения позволят «больше инвестировать в качество и доступность сервиса, в безопасность поездок, а также помогут перевозчикам компенсировать растущие расходы, например, на обслуживание автомобилей и топливо».
На повышение тарифов вслед за «Яндексом» пойдут и другие агрегаторы, уверен владелец таксомоторной компании Георгий Серпионов. И произойдет это довольно скоро, считает собеседник “Ъ FM”: «Сейчас стоимость поездки примерно одинаковая у всех агрегаторов, поэтому тарифы поднимутся у всех. За ту цену, которая была до этого, работать было уже невозможно — это невыгодно. Водители Подмосковья, например, где минимальная стоимость поездки составляла 69 руб., просто не хотели выполнять заказы».
Многие водители жалуются, что поездки в область практически не окупают себя. Если вычесть расходы на бензин, аренду машины и комиссию агрегатора, то иногда таксисты даже оказываются в минусе, рассказал ранее “Ъ FM” один из сотрудников таксомоторной компании Родион: «Приезжаешь в какой-то небольшой город. Из него надо либо уезжать с заказом в Москву, либо становиться заложником этого населенного пункта и выполнять все мелкие заказы, стоимость которых не превышает 100 руб. — это, конечно, не очень интересно».
По словам представителей агрегаторов, повышение стоимости перевозок должно отразиться и на зарплатах водителей. При этом вместе с ценами для клиентов могут повыситься и комиссии самих сервисов, предупреждают эксперты. И в таком случае рассчитывать на существенную прибавку доходов не приходится, говорит председатель координационного совета профсоюза «Таксист» Андрей Попков: «Агрегаторы сейчас повышают тариф, потому что они несут убытки из-за пандемии и сейчас, когда хотели запустить КИС «АРТ», и хотят покрыть их с помощью повышения цен. При этом не факт, что доходы водителей увеличатся.
"Яндекс" может повысить проценты и забрать разницу себе. Поэтому вопрос спорный, заработает ли водитель больше».
Пока остается неясным, как будет рассчитываться стоимость, если ехать из Москвы в Подмосковье? Впрочем, владелец таксомоторной компании Георгий Серпионов уверен, что цены вскоре вырастут и в столице. Причем не столько из-за жадности агрегаторов, а из-за введения почти две недели назад системы контроля за деятельностью такси «АРТ», которая предполагает ежедневные медосмотры для водителей и прохождение ТО автомобилей, говорит Георгий Серпионов: «Надеюсь, что тарифы повысятся. Когда запустили комплексную информационную систему, водителей стало чуть меньше. Вы это могли видеть, например, 22 августа, когда цена на поездку на такси в какой-то момент была в 2-2,5 раза выше, чем обычно.
Какие-то водители откажутся от этой работы, уменьшится предложение, а цены возрастут уже не искусственно, а естественным образом».
Собеседники “Ъ FM”, впрочем, уверяют, что клиенты быстро привыкнут к новым ценам. А в случае их чрезмерного завышения, агрегаторы сами начнут снижать стоимость.Гораздо больше игроков рынка пугают перспективы вступления в силу закона о регулировании такси. Он предполагает введение в крупных городах, в том числе и в Москве, минимальных тарифов на поездки. В таком случае некоторые пассажиры точно пересядут на общественный транспорт, говорят эксперты. А значит, потери ощутят сами перевозчики. Законопроект рассматривают с 2018 года и могут принять уже до конца 2021 года.