Семь квартир — не срок

Бывший глава ЖКХ Новосибирского научного центра освобожден от наказания по делу о незаконном выделении жилья

В Новосибирске суд рассмотрел уголовное дело о выводе квартир из служебного фонда Сибирского отделения РАН (СО РАН). Обвиняемым по нему проходил бывший директор ФГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Новосибирского научного центра» 52-летний Сергей Распопов. По версии следствия, в 2012–2014 годах он незаконно предоставил себе и своим подчиненным семь квартир в новосибирском Академгородке, которые в последующем были приватизированы и проданы. Ущерб государству был оценен более чем в 20 млн руб. За злоупотребления полномочиями Сергею Распопову назначили три года в колонии-поселении, но освободили от наказания в связи с истечением сроков давности.

Фото: Алексей Танюшин, Коммерсантъ

Дело о махинациях с квартирами СО РАН рассмотрел Советский райсуд Новосибирска. Оно было возбуждено в июле 2019 года по материалам, поступившим из регионального управления ФСБ. Фигурантом расследования стал бывший директор ФГУП «ЖКХ Новосибирского научного центра» Сергей Распопов, который возглавлял госпредприятие с 2010 по 2015 год. Ему предъявили обвинение в злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ, максимальное наказание по ней — до десяти лет лишения свободы).

По версии следствия, в 2012–2014 годах директор ФГУП Сергей Распопов, который также являлся председателем жилищной комиссии госпредприятия, «принял незаконные решения о предоставлении по договорам социального и служебного найма находящихся на балансе предприятия квартир себе и некоторым из своих подчиненных». Впоследствии семь квартир были приватизированы и реализованы. Ущерб государства от потери федеральной собственности следствие оценило более чем в 20 млн руб. Прокуратура Новосибирска в интересах Минобрнауки РФ предъявила обвиняемому иск о возмещении ущерба. Задерживать Сергея Распопова не стали, ограничившись подпиской о невыезде. В июле 2020 года расследование было завершено.

В судебном процессе экс-глава ФГУП, ранее признававший вину частично, стал ее отрицать.

Версия защиты сводилась к тому, что решение о выделении квартир принималось на заседаниях жилищной комиссии коллегиально, каждый факт проверялся юридической службой ФГУП. В судебных прениях адвокат Константин Черняк просил снять с его доверителя обвинение и полностью оправдать. «Несмотря на отрицание Сергеем Распоповым своей вины, гособвинитель представил суду исчерпывающие доказательства, которые в своей совокупности подтверждают виновность подсудимого в инкриминируемых преступлениях. Его преступная деятельность была изобличена стороной обвинения»,— за­явил “Ъ-Сибирь” помощник прокурора Советского района Новосибирска Игорь Минтенко.

Председательствующий в процессе судья Геннадий Гущин переквалифицировал обвинение на более мягкое, исключив из него формулировку «наступление тяжких последствий». По ч. 1 ст. 201 УК он назначил Сергею Распопову три года лишения свободы в колонии-поселении. Но и от этого наказания подсудимого освободили, поскольку истекали сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Иск прокуратуры к Сергею Распопову будет рассмотрен в порядке гражданского судопроизводства. Адвокат Константин Черняк заявил, что из-за занятости он не может прокомментировать судебное решение.

Константин Воронов

Вся лента