Страх, гнет, глушь
Фестиваль в Карловых Варах поведал о том, что волнует жителей Европы, Ближнего Востока и Сибири
В субботу будут вручены награды в двух конкурсах Карловарского фестиваля. Под занавес здесь прошли премьеры нескольких интересных фильмов. Среди них — «Нуучча» Владимира Мункуева, представлявшая Россию вместе с несколькими внеконкурсными лентами. Из Карловых Вар — Андрей Плахов.
В этом году на фестивале активно присутствует немецкое кино. Одним из лучших в главном конкурсе стал фильм «Нет» Дитриха Брюггемана с отличными актерскими работами Анны Брюггеман и Александра Куона. В остроироническом и часто сатирическом ключе картина затрагивает все главные моменты, сопровождающие жизнь современного европейца. И немца в особенности. Первое романтическое чувство, так и не реализованное и оставившее в сердце травматический шрам. Создание семьи, движимое не столько любовью, сколько пониманием, что так положено. Рождение ребенка и сопутствующие этому фобии. Не самые задушевные отношения детей с родителями вплоть до того, что на похоронах сын испражняется в могилу отца. Трудности самоидентификации, ролевые игры и сеансы коллективного психоанализа, столь распространенные в сегодняшней Европе, как и страхи перед климатическим и цивилизационным коллапсом. Иногда действие фильма совсем вырывается из реального измерения в область фантастики и гротеска: такова уморительная сцена у стоматолога, пытающего своего пациента, и даже в хирургической, когда больной с разрезанным животом начинает исповедовать врача.
В копродукции с Германией снят и фильм «Экзамен» курдо-иракского режиссера Шавката Амина Корки. Он погружает в совсем иную реальность. Угнетенное положение женщин на Ближнем Востоке иллюстрируется печальной историей двух сестер, одна из которых страдает в замужестве, а другая пытается избегнуть этой участи. Единственный способ — поступление в университет; сюжет здесь закручен вокруг приемных экзаменов. Тут же выясняется, что готовиться к ним, учить матчасть совсем не входит в планы девушки; проще заплатить немалую сумму пройдохам, получившим доступ к экзаменационным вопросам и передающим ленивым абитуриентам правильные ответы через Bluetooth. Поражает масштаб и техническая оснастка этой аферы: похоже, каждый второй из поступающих опутан проводами, а в его/ее ухо вживлен микронаушник. Даже когда дирекция отключает интернет в учебном заведении, к нему подгоняют грузовой трейлер и передают информацию с помощью walkie-talkie. И трудно сказать, что больше мешает нормально развиваться ближневосточному обществу: фанатичный традиционализм или оснащенная новейшими технологиями система коррупции.
В конкурсе «К Востоку от Запада» показали фильм Владимира Мункуева «Нуучча» — один из самых ярких и зрелых в этой программе. В основу легли произведения польского писателя и этнографа Вацлава Серошевского — того самого, что вдохновил Алексея Балабанова на фильм «Река». Действие разворачивается в Якутии, в центре сюжета — живущая вдали от местной общины бедная бездетная семья, похоронившая уже второго ребенка. Жизнь Хабджия и его жены Керемес резко меняется, когда к ним подселяют русского каторжника и он быстро входит в роль хозяина — не только дома, но и живущей в нем женщины. («Нуучча» — «русский» по-якутски.) Эта камерная история вплетается в большую — историю неравноправных отношений якутов и покорившей их Российской Империи, но фильм далек от прямолинейных параллелей и выводов. В нем есть правда характеров и обстоятельств, есть и этнографический слой, позволяющий почувствовать своеобразие якутского народа, его верований и ритуалов — тенгрианства и шаманизма.
Помимо «Нууччи» в карловарской программе оказались «Конференция» Ивана И. Твердовского, «Дело» Алексея Германа-младшего и один из главных призеров последнего Каннского фестиваля — «Купе номер шесть» Юхо Куосманена. Еще одна копродукция с участием России называется «Брайтон 4», картину поставил грузинский режиссер Леван Когуашвили, объединив на пятачке Брайтон-Бич выходцев из бывшего СССР. Русских представляет героиня Надежды Михалковой, а грузин — целый отряд хороших актеров во главе с выдающимся Кахи Кавсадзе, который сыграл здесь свою последнюю роль.