У софта проверят квалификацию
Меняются критерии включения ПО в единый реестр
Минцифры скорректировало требования, предъявляемые к компаниям-разработчикам для внесения их продуктов в реестр отечественного программного обеспечения (ПО), открыв доступ к нему российским компаниям с головным офисом за рубежом. Кроме того, всем разработчикам потребуется подтвердить наличие в штате квалифицированных программистов. Участники рынка опасаются, что эта мера может привести к дополнительным затратам, поскольку сейчас компании часто нанимают внештатных специалистов для техподдержки и модернизации.
“Ъ” ознакомился с проектом поправок к постановлению правительства 1236, которое устанавливает запрет на приобретение иностранного ПО в рамках госзакупок. Документ разработало и опубликовало на портале regulation.gov.ru Минцифры. Его общественное обсуждение завершилось 20 августа.
Из проекта следует, что для включения своих продуктов в реестр отечественного ПО Минцифры разработчики будут обязаны подтверждать не только исключительные права, но и наличие в штате квалифицированных программистов, которые должны осуществлять техническую поддержку.
Также из поправок следует, что в реестр теперь сможет попасть в том числе ПО, которым владеют российские компании, имеющие головной офис за рубежом.
Единственное условие — что в конечном итоге контроль над ними осуществляют российские граждане, юрлица или госорганы. В случае принятия поправки вступят в силу 1 марта 2022 года и будут действовать до 1 марта 2028 года.
Изменения в постановление были подготовлены по итогам обращения в Минцифры IT-компаний, рассказал исполнительный директор АРПП «Отечественный софт» Ренат Лашин. По его словам, соответствующее совещание с министерством состоялось в феврале. В Минцифры “Ъ” подтвердили, что изменения были внесены «исходя из обсуждения с профильными ассоциациями их предложений».
Появление формулировки о возможности включения в реестр продуктов, чьи разработчики могут иметь головную структуру за границей, скорее всего, выгодно очень крупным российским транснациональным компаниям, объясняет член комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Александра Орехович. «Новые требования к фирме-заявителю удивили — у нее должны быть преимущественно российские владельцы, прямой или только косвенный контроль со стороны россиян»,— отмечает председатель совета директоров компании «Базальт СПО» Алексей Смирнов. Получается, что в реестре может оказаться софт, правообладатель которого не контролируется россиянами, полагает он.
Опрошенные “Ъ” эксперты считают, что под такое определение попадает, например, «Яндекс» или Mail.ru (в обеих компаниях на запросы не ответили).
Обновление. После выхода публикации в «Яндексе» сообщили, что изменения в постановлении никак не влияют на включение продуктов компании в реестр отечественного ПО и некоторые из них входят в реестр с 2017 года.
Вопросы к новым правилам возникли и у других участников рынка. «Ростелеком», в частности, называет критерий о наличии в штате квалифицированных программистов «субъективным», следует из его отзыва на документ Минцифры: «Неясно, каким образом в рамках экспертизы, проводимой для включения ПО в реестр, будет проверяться наличие у правообладателя в штате специалистов, их квалификация и количество».
Сейчас многие российские правообладатели пользуются услугами внештатных специалистов и других организаций для техподдержки и модернизации своего ПО, отмечают в «Ростелекоме». В этой связи требование о наличии специалистов именно в штате может негативно сказаться на их интересах и привести к дополнительным необоснованным затратам, опасаются в компании.
Предложенные изменения решают комплекс проблем, связанных с закупками ПО, уверен в свою очередь заместитель гендиректора по правовым вопросам Института развития интернета Борис Едидин. «Это в том числе существующая возможность формального исполнения закона путем создания юрлица на территории РФ при сохранении контроля над ним иностранными владельцами, в том числе через систему компаний»,— отмечает он. В целом проект, по мнению господина Едидина, нацелен на минимизацию манипуляций с поставками софта, которые через материнские компании могут фактически контролироваться из-за рубежа.