Служба духовной безопасности
В Общественной палате обсудили, как защитить традиционные ценности
В Общественной палате РФ обсудили проблему «духовной безопасности в общественном и религиозном измерении». Участники круглого стола рассуждали об опасностях, которые поджидают Россию и мир в неспокойное «турбулентное время», поминали «высокочувствительные вибрации» — и радовались борьбе государства со СМИ-иноагентами.
«Мы живем в турбулентное время»,— открыл заседание зампред комиссии ОП РФ по безопасности и взаимодействию с ОНК Михаил Аничкин. Этот тезис оказался лишь прологом к длинной речи об опасностях, которые подстерегают Россию на фоне «идеологических и информационных атак на все институты нашей страны». Рассуждая о том, как сохранить равновесие в этой «исторической турбулентности», он предложил даже обратиться «к опыту эзотериков», который «помогает человеку вернуться в те древние времена, когда еще не существовало религий». Те наши древние предки, убеждал господин Аничкин, были более спокойными, ведь у них не было разногласий в понимании мира.
Советник департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления президента по внутренней политике Павел Костылев согласился, что в последствиях разобщенного взгляда на мир виноват «ряд верующих».
По его словам, они часто «концентрируются на истинности своей веры» в ущерб «традициям совместного существования» и диалога.
И при этом живут с позицией «вы на нас нападаете, а мы защищаемся». Вместо этого, считает философ, нужно быть терпимее к другим точкам зрения и взглядам, «что непросто».
А вот руководитель Центра изучения новых вызовов и угроз ИАМП Дипломатической академии МИД России Антон Варфоломеев нашел других виноватых — коллективный Запад, у которого даже концепция поддержки семьи, предложенная российскими властями, «вызывает несогласие». Сам он предложил активнее распространять на Западе идею о том, что «более глубокое понимание традиционных ценностей» укрепляет систему прав и свобод человека. Ведь эти традиционные ценности и являются «общими, универсальными для всех культур и религий». «Но вот в последние лет пять мы, вместо того чтобы искать общее между нами, делаем акцент на нашей "самости"»,— признал господин Варфоломеев.
В следующие полчаса в зале прозвучало много рассуждений о своих традиционных ценностях, о «чуждых России идеалах и нормах», но никто так и не конкретизировал, что имеет в виду.
Слово взял гендиректор Института интеллектуальных технологий Виктор Ананьев и сразу предупредил коллег, что его выступление будет долгим, но не скучным и понравится верующим, а атеистов заставит задуматься.
«Мы на "Титанике"! — многообещающе начал он.— Мир может перевернуться в любой момент!»
После этого господин Ананьев перешел к более прозаическим вещам — выборам в Госдуму 19 сентября. После них необходимо переходить от слов к действиям, убеждал он, иначе «у людей будет разочарование». Действия, по его мнению, заключаются в необходимости «объявить о приоритете духовного над материальным», что поможет перехватить инициативу у «мировой закулисы» с ее «антропоцентричным подходом». Чем плох антропоцентризм, господин Ананьев пояснил расплывчато. Его концепция сводилась к тому, что «все в мире подчинено божественному замыслу», а «центр управления находится в Космосе». «Небо и Земля связаны с собой и внизу, и наверху, но это не одно и то же»,— заочно полемизировал Виктор Ананьев с Гермесом Трисмегистом, автором концепции «Что внизу, то и вверху». Когда же он, увлекшись, дошел до «высокочувствительных вибраций», модератор поспешил прервать выступление, пояснив, что оно вышло за пределы регламента. Виктор Ананьев попытался было объяснить, что эта вступительная часть «о душе» нужна была для введения в курс дела о «миссии России».
«Так это только вступление?» — ахнул модератор и попросил спикера все же закруглиться.
Внезапно ожили мониторы — на них появилось женское лицо. Зампредседателя Императорского православного палестинского общества Елена Агапова обратилась к присутствовавшим через Zoom. Вначале она на всякий случай напомнила, что ее организация насчитывает много отделений (57 в России и 30 за рубежом). А потом стала активно одобрять недавние блокировки сайтов различных СМИ, а также признание их нежелательными организациями и иностранными агентами. «Давно пора было это сделать,— наставляла она.— Сколько ущерба они успели принести, особенно среди молодежи».
Единственное, что омрачало радость госпожи Агаповой,— это то, что «до сих пор не заблокировали "Эхо Москвы"».
Она предложила присутствующим посмотреть «последнее интервью Невзорова», где тот «только и делает, что издевается», ведет себя «презрительно» по отношению к представителям власти — и даже к главе МИДа. «Надо будет посмотреть»,— зашептались заинтригованные участники конференции. «А Познер вообще считает, что князь Владимир сделал неправильный цивилизационный выбор…» — продолжила госпожа Агапова пересказывать вражеские для нее голоса.
Участники круглого стола сошлись на том, что к следующей встрече подготовятся лучше и придут с конкретными предложениями по стратегии духовной безопасности.