Американцы собрались уйти из Кабула убийственно
Как администрация США принимает решения по Афганистану
Спокойствие, сдержанность и ощущение безысходности — так американские СМИ описывают происходившее в администрации Джо Байдена в тот самый момент, когда в Афганистане рвались бомбы, а в карьере президента наступал худший, самый кровавый день.
«Сложноватый вышел день»,— с этих слов Джо Байден начал выступление в четверг, день самых больших потерь вооруженных сил США практически за десятилетие, когда война, которую он так давно хотел завершить, действительно завершалась — под гром взрывов и с горечью потерь. В один день погибли почти 200 мирных жителей и 13 военнослужащих армии США. «Они были частью самой храброй, самой способной и самой беззаветной армии на Земле. Они были частью того, что я называю становым хребтом Америки. Это опорный хребет, лучшие люди страны»,— рассказывал явно тяжело переживающий этот момент президент. В речи он совместил и сочувствие к погибшим, и заверение в неколебимости воли Америки, и приверженность решению оставить Афганистан до начала осени.
По сведениям телеканала CNN, который ссылается на беседы с несколькими источниками в Белом доме, именно эта непоколебимая решимость определяла всю политику администрации президента Байдена в последние дни. С того самого момента, как Кабул перешел под контроль талибов (движение «Талибан» запрещено в РФ) практически без боя, администрация принялась за спешную работу по эвакуации. При этом с самого начала разведка предупреждала: риск теракта крайне высок и растет с каждым днем — из открытых талибами тюрем сбежали десятки боевиков организации «Вилаят Хорасан» (филиала запрещенной в РФ группировки «Исламское государство»). Причем угрозы, по словам разведчиков, были «конкретными, серьезными и достоверными» — ситуацию называли бомбой с тикающим часовым механизмом.
Ближе к дню теракта разведка перехватила конкретное сообщение, в котором террористы говорили о боевике-смертнике.
Наконец, в четверг — день теракта — Госдеп выступил с конкретной рекомендацией американцам покинуть территорию, прилегающую к воротам кабульского аэропорта. На афганцев эти сообщения эффекта не произвели: люди продолжали толпиться у забора. В итоге, когда теракт все-таки произошел, последствия были серьезными. Знакомый с ситуацией источник сообщил телеканалу, что в отличие от падения Кабула, которое разведка не предсказала, подрыв смертника удалось спрогнозировать с удивительной точностью, однако большой пользы это не принесло, так как погибли и мирные жители, и американские военные, которые занимались их досмотром. «Ощущение, как будто мы получили прямой удар в печень»,— поделился с телеканалом источник.
Некоторые соратники Джо Байдена считают, что в итоге для президента все сложилось максимально неудачно: он полагал, что уход из Афганистана не вызовет негативной реакции соотечественников, а затем неоднократно подчеркивал, что во время далеко не самой удачной эвакуации не погиб ни один американский военнослужащий.
«Сейчас никого не убивают. Прости господи, если я не прав, но сейчас никого не убивают»,— рассказывал господин Байден, стуча по деревянному столу в эфире телеканала ABC News. По информации источников CNN, итоги совещаний в Конгрессе и силовых ведомствах все чаще содержат вывод, что ответственность за случившееся несет сам президент, а не разведка или военные. Кто-то из собеседников телеканала указывает на советника по национальной безопасности Джейка Салливана, которого обвиняют в нерешительности. Недовольными оказались и многие законодатели, для которых представители администрации провели закрытый брифинг, но отказались отвечать на вопросы, в частности, о числе оставшихся в Афганистане американцев и о цели встречи руководства ЦРУ с одним из лидеров талибов Абдул-Гани Барадаром.
Ваш браузер не поддерживает видео
Тем не менее самого господина Байдена трудно обвинить в нерешительности, по крайней мере, по одному вопросу: неизменности крайнего срока ухода из Афганистана, который намечен на 31 августа и, по словам источников CNN, ни разу не подвергался сомнению главой государства. Даже встреча главы ЦРУ Уильяма Бернса с господином Барадаром была посвящена не переносу срока вывода войск, как сообщалось ранее, а «обмену мнениями по поводу того, что необходимо сделать» до 31 августа.
Тем не менее в администрации не очень сосредотачиваются на рефлексии и анализе случившегося, предпочитая уделять внимание конкретным важным вещам вроде продолжающейся эвакуации из Афганистана или борьбой с группировкой «Вилаят Хорасан», которая взяла на себя ответственность за теракты в Кабуле. Собственно, вскоре после теракта США с беспилотника нанесли удар по представителям группировки. Сначала сообщалось об убийстве одного человека, затем появились сведения об уничтожении двух человек — «планировщика» и «пособника». Американские военные также отчитались об отсутствии жертв среди мирного населения.
Представитель Пентагона Джон Кирби пояснил, что уничтожение двух высокопоставленных членов «Хорасана» не означает, что угроза миновала, и США всегда начеку.
«Наши командиры уведомили меня, что в период от 24 до 36 часов крайне вероятна новая атака. Я отдал приказ принять все необходимые меры, чтобы обеспечить защиту наших сил и предоставить им все полномочия, ресурсы и планы по защите наших мужчин и женщин»,— в свою очередь заявил президент Джо Байден.
В минувшую субботу, 28 августа, американские войска начали эвакуацию из аэропорта Кабула — весь процесс планируется завершить до 31 августа. По мере отхода военных снижается и число эвакуированных гражданских: за первую половину субботы вывезены всего 2 тыс. человек. В Афганистане при этом остаются примерно 350 американцев, желающих покинуть страну. Всего с начала эвакуации 14 августа вывезены почти 112 тыс. человек.
Американские республиканцы пользуются случаем и готовятся к аппаратной атаке на Джо Байдена: они больше не призывают его уйти, однако лидер республиканцев Палаты представителей Кевин Маккарти, по данным источников CNN, на конференц-звонке пообещал однопартийцам, что Джо Байдену предстоит «расплата за Афганистан».