ПТК съезжает с колес
Компания закроет транспортный бизнес в 2022 году
По данным “Ъ”, Петербургская транспортная компания (ПТК, подконтрольна супругам Андрею и Ольге Голубевым), не выигравшая ни одного конкурса на автобусные маршруты в Петербурге, закроет транспортный дивизион бизнеса и сосредоточится на банковской деятельности, недвижимости и спортивной сфере. Ранее топливный бизнес компании уже был куплен «Роснефтью». Эксперты полагают, что ПТК отказалась от перевозок из-за низкой рентабельности контрактов. Впрочем, уже более десяти лет, несмотря на формальное вхождение в тройку автобусных компаний по количеству маршрутов, компания является средним по объемам игроком на рынке.
С июля 2022 года, когда ПТК закончит работу по действующим контрактам с комитетом по транспорту, компания завершит работу на транспортном рынке Петербурга, сообщили “Ъ” несколько источников на рынке. Сейчас предприятие обслуживает 36 маршрутов (8,5% всех автобусов города), в том числе 25 коммерческих (13% коммерческих маршрутов) и 11 социальных (3% социальных перевозок). У нее также есть несколько межгородских линий, в том числе в направлении Белоруссии.
В парке перевозчика 330 автобусов ПАЗ, 63 МАЗа и 36 автобусов для обслуживания межгородских перевозок и заказных линий. В штате компании может работать до 1 тыс. водителей.
Комитет по транспорту, с 2015 года работавший над проведением реформы по транспорту, в этом месяце завершил аукционы среди перевозчиков на право обслуживания маршрутной сети Петербурга до 2028 года. Конкурсы общей стоимостью 195 млрд рублей выиграли четыре компании: петербургские «Питеравто», «Третий парк», «Такси» и московская «Домтрансавто». Компания ПТК, входившая в тройку лидеров на рынке города, несмотря на участие в одном аукционе (на 23 маршрута, соперничала с «Домтрансавто»), победителем не стала, предложив наименьшее снижение к начальной цене контракта.
Позиция Смольного по отношению к московскому перевозчику, который пришел вместо ПТК, была безразличной, говорит собеседник “Ъ”. Установки не допускать новых игроков на рынок не было, порог входа осложнили требованиями к новой технике (перевозчики должны закупить почти 2,7. тыс. автобусов на СПГ), но в итоге все крупные компании оказались в равных условиях, делится источник “Ъ”. «ПТК просчиталась, выйдя на конкурс и не предложив цену меньше»,— полагает другой собеседник. Контракты с рентабельностью менее 9% невыгодны для бизнеса, поэтому продолжать бороться за контракт бессмысленно, объясняет топ-менеджер, близкий к ПТК. Еще один источник “Ъ”, близкий к ПТК, предполагает, что компания может продать часть своих транспортных активов. Однако автопарк и пункт технического обслуживания, отмечает источник “Ъ” в Смольном, ПТК арендует у ГУП «Пассажиравтотранс». Собеседники “Ъ” отмечают, что автобусы можно продать в другие регионы РФ, выручив только за один ПАЗ около 200 тыс. рублей.
В число активов Андрея и Ольги Голубевых входят нефтебаза и логистический терминал «Красный нефтяник» на улице Салова, галерея бутиков Grand Palace на Невском проспекте и Петербургский городской банк. Кроме этого, семья Голубевых занимается развитием тенниса: во Всеволожске им принадлежит спортивный клуб Grand Palace Sport.
Ключевым бизнесом семьи до 2020 года была сеть АЗС «Петербургская топливная компания» (доля на городском рынке составляла около 17%), но в июле 2019 года «Роснефть» купила этот бизнес на фоне роста цен на бензин у независимых операторов. Сумма сделки не раскрывалась, но могла составить 35–40 млрд рублей, полагали опрошенные “Ъ” эксперты. Компания была создана в 1994 году с подачи мэра Петербурга Анатолия Собчака в противовес вертикально интегрированным нефтяным компаниям, в частности «Сургутнефтегазу», который активно развивался в Петербурге. Акционерами стали около 20 петербургских компаний, в том числе «Морской порт Санкт-Петербург», где начинали свою карьеру, в частности, Алексей Миллер и Александр Дюков, и банк «Россия» Юрия Ковальчука. Собеседники “Ъ” на топливном рынке Петербурга связывали компанию с предпринимателем Владимиром Барсуковым (Кумариным), который считается лидером тамбовской преступной группировки. Он с 1998 по 2002 год официально занимал должность вице-президента ПТК. Сейчас бизнесмен сидит в тюрьме.
ПТК была заметным игроком на рынке Петербурга, все ключевые совещания с участием перевозчиков проводились, в том числе, в присутствии этой компании, говорит собеседник “Ъ”. Смольный может потерять неплохо выстроенную команду, в то время как у нового перевозчика она, возможно, еще только формируется. «По сути, кроме живых денег от продажи топливного бизнеса особых преимуществ у компании не было: собственных баз обслуживания техники, в отличие от других петербургских компаний у нее нет, а объемы перевозок тоже невелики. После 2010 года компания уже теряла 50% своих объемов перевозок и фактически стала средним игроком на рынке»,— заключает аналитик общественного движения «Транспорт и горожане» Владислав Булгаков.