Лучше мельче да чаще
Минэкономики корректирует параметры льготного кредитования малого бизнеса
Минэкономики намерено ограничить выдачу малому и среднему бизнесу и самозанятым слишком крупных льготных кредитов и отсечь от доступа к ним нарушителей правил такого кредитования. В частности, по поправкам ведомства к утвержденным постановлением №1764 правилам льготного кредитования МСП и самозанятых, банки не смогут получить субсидии для возмещения недополученных доходов по кредитам микропредприятиям из нескольких сфер при превышении ими порога в 500 млн руб., лишатся доступа к льготным кредитам и компании, исключенные из реестра МСП. Таким образом министерство намерено сократить средний размер кредитов и сосредоточиться на сегменте самых малых заемщиков для максимально широкого охвата господдержкой тех из них, которые в ней действительно нуждаются.
Минэкономики подготовило поправки к правилам предоставления субсидий кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019–2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) и самозанятым. Проект постановления правительства с изменениями в постановлении №1764 от 30 декабря 2018 года (оно и содержит правила льготного кредитования МСП) размещен на портале regulation.gov.ru.
Документом «предусмотрена корректировка параметров программы льготного кредитования субъектов МСП в целях усиления дисциплины уполномоченных банков и уменьшения среднего размера кредита для ориентирования на сегмент самых малых заемщиков», говорится в пояснительной записке.
Так, ведомство предлагает отказаться от предоставления субсидий по кредитным договорам, заключенным в 2019–2021 годах на сумму свыше 500 млн руб. с компаниями, относящимися к категории «микропредприятия» в сфере строительства, а также осуществляющими профессиональную, научную и техническую деятельность. Кроме того, субсидии не будут предоставляться по кредитным договорам с организациями, сведения о которых были исключены из единого реестра субъектов МСП в 2019–2020 годах.
Документ содержит и требования к банкам. Так, если при предоставлении кредита заемщику за отдельную плату банк предлагает дополнительные услуги, то у клиента должна быть возможность отказаться от них. Кроме того, если при реализации программы субсидирования в предшествующие финансовые годы уполномоченным банком не достигнуто или превышено значение результата предоставления субсидии, то специальная комиссия может принять решение уменьшить плановый объем выдачи кредитов и сократить лимит субсидии кредитной организации на очередной финансовый год.
Еще в марте 2021 года глава Минэкономики Максим Решетников, описывая приоритеты правительства в поддержке малого и среднего бизнеса, отмечал, что компании выходят на траекторию восстановления и меры поддержки должны выстраиваться уже более эффективно и адресно. В мае правительство дополнительно выделило из Резервного фонда 8 млрд руб. на субсидирование льготного кредитования МСП и самозанятых в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и развитие индивидуальной предпринимательской инициативы» — по нему выдача кредитов для МСП и самозанятых должна достичь не менее 530 млрд руб. При этом уже летом Минэкономики констатировало необходимость смягчения условий доступа малых компаний к этой форме господдержки — в частности, речь шла о сохранении возможности обращения за ней для компаний, совершивших незначительные формальные нарушения (см. “Ъ” от 26 июля),— при этом о расширении объема такой поддержки речи не шло, суть инициатив министерства — именно в расширении охвата малых компаний в пределах уже выделенных правительством средств.
В целом рост спроса малого бизнеса на кредиты фиксирует и Банк России — объем предоставленных кредитов субъектам МСП в июне 2021 года составил 1,06 трлн руб., что в 1,7 раза больше аналогичного показателя годом ранее.
Однако такой рост был также обеспечен увеличением среднего размера кредита МСП, а не широтой охвата малого бизнеса — в июне 2021 года показатель достиг 6,7 млн руб., что более чем вдвое превышает аналогичный показатель за июнь 2020 года (3,2 млн руб.).