«Резиденция — дитя локдауна»
Подробно об амбициях Malevich.io Светлана Марич рассказала «Коммерсантъ. Арт».
—В чем состоит главная идея проекта Malevich.io?
—Задача платформы — воплотить в жизнь проекты современных художников и донести их до широкой общественности через институциональные выставки, интернет, книги, симпозиумы и фестивали.
Мне всегда хотелось усилить культурный ландшафт, придать дополнительную энергию этому магнитному полю идей, которые часто не осуществляются из-за простой невнимательности окружающих к культурным процессам. Вы наверняка знаете излюбленный вопрос куратора и арт-критика Ханса-Ульриха Обриста к художникам: «Какой ваш любимый нереализованный проект?» Так вот, «Малевич» — это своеобразный Виргилий между мирами идей и их материализацией. Или волшебная зона Сталкера, где сбываются мечты и реализуются идеи, если находятся единомышленники для их воплощения. Я верю, что партнерский подход гораздо эффективнее индивидуализма. Поэтому «Малевич» — это экосистема, в которой задействованы музеи, художники и коллекционеры. Мы уже сделали проект с Центром Помпиду, галереей Университета Голдсмит, московским Мультимедиа Арт Музеем, Swiss Institute в Нью-Йорке, а этой осенью открываем большой проект в галерее «Серпентайн» в Лондоне, во время недели Frieze.
Художники и иногда музеи предлагают нам проекты, мы, в свою очередь, предлагаем проекты музеям, обмениваемся идеями. Потом разговариваем с коллекционерами о том, что нам необходимо для реализации проекта, о том, готовы ли они в обмен на работу поучаствовать в производстве проекта. Продвинутым коллекционерам идея нравится: во-первых, они помогают создать что-то новое и важное для современной культуры, во-вторых, получают в коллекцию произведение музейного уровня с выставочной историей.
—Как выбираются художники для работы и площадки для выставки?
—Сегодня мы работаем с крупными международными институциями и кроме перечисленных ранее музеев вскоре планируем выставки в Эрмитаже, LACMA, Музее Гетти и других. Мы начали с самых известных институций с большой аудиторией, но с ростом компании планируем работать и с менее крупными. Для всего этого нам, безусловно, нужны поддержка коллекционеров, новые художественные идеи и любопытство аудитории.
—Есть ли аналоги Malevich.io в мире?
—Я мечтаю, чтобы у «Малевича» появились аналоги. Чем больше компаний в арт-мире будут думать о нуждах художников, коллекционеров и музейных (а также более широких) аудиторий, тем культурная жизнь будет здоровее и активнее.
—На каких условиях компания работает с художниками?
—Обычно мы работаем над конкретным проектом, выставкой. Подготовка происходит или в резиденции на Комо, или в мастерской художника. «Малевич» финансирует создание проекта, а впоследствии, при продаже работ, мы делим прибыль, за вычетом производственных расходов, с художником.
—Планируется ли привлечение сторонних инвестиций в проект?
—Я рада тому, как сейчас развивается компания: мы работаем над интересными проектами, параллельно учимся, экспериментируем. В будущем мы подумаем и над этим вопросом, в данный момент основной фокус — на создании портфолио выставок и произведений.
—Как возникла идея создать резиденцию?
—Резиденция и последующее ее воплощение на озере Комо — это дитя локдауна. После весны 2020 года стало ясно, что надо жить и действовать здесь и сейчас. Вместо того чтобы переключаться с одного зума на другой, я решила создать большую мастерскую, в которой можно собраться с художниками и мыслителями и работать над вопросами современной культуры, создавать произведения искусства, развиваться. В качестве площадки был выбран Черноббио на озере Комо. Помимо магической энергии Комо воплощает все прекрасные производственные возможности Ломбардии: фабрики по производству роскошных холстов и тканей (большая часть церемониальных костюмов для Ватикана шьется именно здесь), литье и выдувание стекла — в Комо находится одна из четырех существующих в мире мастерских, специализирующихся на особо сложных формах и методах обработки. Этим летом мы экспериментировали со стеклом с американским художником Паркером Ито: в результате получили коллекцию умопомрачительных самураев из цветного стекла, с тончайшими филигранными деталями и в нескольких редких для стекла оттенках.
—Способствует ли работа в Phillips развитию компании Malevich.io? Насколько эти две сферы деятельности помогают или мешают друг другу?
—Аукционная экспертиза и кураторская деятельность в моем случае являются взаимодополняющими элементами. Аукционный дом Phillips всегда был в авангарде современного искусства, и мы усилили эти позиции в последнее десятилетие. Я работаю в Phillips с 2008 года и восхищаюсь нашей командой, где живой интерес к искусству совмещен с энергией аукционного мира. Malevich.io для меня — логическое продолжение аукционной деятельности и дополнение к ней: работая с художниками над проектами, наблюдая процесс художественного мышления и создания работ, гораздо легче представлять новые произведения на арт-рынке и обращать внимание коллекционеров на современные культурные процессы, в том числе создавать значимые коллекции искусства XXI века.