Аудитория мобильного интернета в России продолжает активный рост. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), подготовившей доклад «Экономика Рунета», мобильным интернетом в РФ пользуются 89,5 млн человек, что составляет 73,1% от всех жителей страны. При этом 33,3 млн человек являются эксклюзивной аудиторией, то есть выходят в интернет только при помощи мобильных устройств.
Если сравнить с общей аудиторией интернета в России, то видно, что перевес пользователей, которые используют для выхода в сеть стационарные компьютеры и ноутбуки, незначительный — 97,4 млн человек (79,5% населения). При этом 91,8% пользователей заходят в интернет каждый день. Проникновение интернета среди жителей до 44 лет превышает в настоящее время 90%, а среди аудитории 12–24 лет — приближается к 100%.
Несмотря на это, аналитики констатируют: мобильные девайсы стали главными устройствами для выхода в интернет в России — их доля составляет 73,1%. Для сравнения: через десктопные устройства в интернет выходят 51,8% пользователей, через Smart TV — 17,1%. При этом доля пользователей мобильных устройств активнее всего растет за счет пользователей старшего поколения: более 37% эксклюзивных мобильных пользователей — это граждане старше 55 лет.
«Россия занимает ведущее место в мире по размеру мобильной аудитории. У нас проникновение составляет больше 200%, по этому показателю мы обходим США и очень многие развитые страны. Я считаю, что это свидетельство достижений отрасли связи в нашей стране. Уровень и качество услуг, которые предоставляют операторы сотовой связи, не говоря уже об уровне цен на эти услуги,— это беспрецедентно»,— заявил директор краснодарского филиала Tele2 Вячеслав Козин.
Аналитик агентства TelecomDaily Денис Кусков отмечает, что в России растет не только сама аудитория, но и увеличивается количество устройств, которые она использует для выхода в интернет. «Вместе с тем благодаря деятельности операторов, которые запускают более качественные сети, абонент имеет возможность скачивать больший объем информации»,— комментирует он.
Точки роста
Несмотря на рост мобильной аудитории и проникновение мобильных устройств, эксперты сходятся во мнении, что хоронить проводной интернет пока все же рано. Как говорится в исследовании компании Deloitte, проводной интернет по-прежнему незаменим для просмотра ТВ и видео в высоком разрешении. Однако уже сейчас возможности мобильного интернета покрывают и эти потребности, говорит Козин
Что касается потребленного трафика, то существенную долю здесь по-прежнему занимает трафик фиксированного интернета, который в первом—третьем квартале 2020 года (более поздних данных не представлено) составил 43,7 млрд гигабайт против 16,2 млрд гигабайт трафика мобильного интернета. Однако темпы роста по этому показателю ставят на лидирующие позиции именно мобильный трафик: +48,6% против 18% трафика фиксированного интернета.
«Главные точки роста — это услуги передачи данных. На наших глазах за последние 5–6 лет произошла революция. Люди от голосовой связи перешли к связи, которая представляет доступ к информации. Сегодня в нашей базе данных около 80% абонентов пользуются смартфонами. Из них 90% — это смартфоны, которые работают в сетях четвертого поколения. Поэтому движущей силой является именно передача данных»,— подчеркнул директор краснодарского филиала Tele2 Вячеслав Козин.
При этом эксперты РАЭК прогнозируют, что дальнейший рост мобильного трафика может привести к снижению скорости мобильного интернета, так как телеком-операторам будет попросту не хватать ресурсов и мощностей для хранения и обработки данных.
«С точки зрения человека каждый год объем скачиваемой информации прирастает более чем на 50%. Объем рынка увеличивается за счет увеличения потребления сервисов, использования тарифов с большим объемом интернета, просмотром видеоконтента. Скорее всего, дальнейший рост мобильной аудитории будет связан с интернетом вещей и переходом на сети 5G с гигабитной скоростью, которая увеличит эффективность работы мобильных сетей»,— считает аналитик TelecomDaily Денис Кусков.
О том, что существенный рост потребленного трафика накладывает обязательства по инвестициям в развитие сетей, говорит и Вячеслав Козин.
«Для нас это тоже очень важный фактор, которому мы уделяем большое внимание. Мы должны еще больше строить сетей. В результате это приводит к тому, что и качество не падает, и цены не растут. Это очень важное достижение. Я не могу припомнить ни одну отрасль товаров широкого потребления, где мы видели бы такую динамику. Благодаря этому повышается конкуренция, а значит, улучшается качество обслуживания и снижаются цены»,— подчеркивает он.
Увидеть своими глазами
Существенный вклад в рост мобильного трафика как в России, так и во всем мире вносит увеличение потребления видеоконтента. Этому в свою очередь поспособствовало развитие онлайн-кинотеатров и стриминговых видеосервисов. По данным РАЭК, последние уже обогнали по размеру аудитории кинотеатры. Российские пользователи провели в стриминговых сервисах в четвертом квартале 2020 года 6,93 млрд часов, что на 11,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Лидерами по аудитории стали YouTube, MX Player, Twitch и «Кинопоиск».
При этом в России сформировалась аудитория, готовая платить за потребляемый контент: 39,4 млрд руб. достиг суммарный оборот онлайн-кинотеатров в России по итогам 2020 года. В это же время доходы кинотеатров снизились почти на 60% — до 22,8 млрд руб. Впрочем, отмечают аналитики, этому во многом способствовала пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения.
В настоящее время число пользователей бесплатных онлайн-кинотеатров составляет 63%, 39% имеют платные подписки на различные сервисы, 28% периодически покупают или берут напрокат фильмы и сериалы.
Ранее международная исследовательская компания GfK опубликовала рейтинг онлайн-кинотеатров в России за первый квартал 2021 года. Согласно результатам исследования, подпиской на онлайн-кинотеатры пользуются 37% жителей российских городов в возрасте 16–55 лет. Из них 17% — платящие подписчики. С большим отрывом от конкурентов лидерами стали ivi (за последние 12 месяцев им пользовались 37% пользователей) и «Кинопоиск HD» (33%). Третью строчку занял Okko (19%).
«Люди стали чаще и дольше смотреть онлайн-видео, что увеличивает объем скачиваемой информации. Существенная часть пользователей предпочитают смотреть онлайн-видео на смартфоне или планшете, используя мобильный доступ в интернет. Хотя в данном сегменте лидирующее положение по-прежнему занимает Smart TV, где подключение осуществляется по проводному интернету»,— рассказал Денис Кусков (TelecomDaily).
«За последние полгода количество пользователей передачи данных в нашей базе выросло на 20%, а объемы трафика, который потребляют наши клиенты, росли двузначными цифрами. В прошлом году рост трафика мобильной передачи данных составил около 60%, а в этом году рост еще на треть. Это означает, что люди стали что-то по-другому делать со своими смартфонами. И кино, и видеоконтент занимают в этом смысле не последнее место. Поэтому, например, мы запустили кинотариф с доступом к мультимедийной платформе Wink»,— отмечает Вячеслав Козин (Tele2).