Симбиоз интеллекта и высоких технологий
«Среды в Пушкинском» — совместная программа ГМИИ им. А. С. Пушкина и бренда LG SIGNATURE
В этом году Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и ультрапремиальный бренд LG SIGNATURE устроили праздник для любителей искусства — цикл дискуссий «Среды в Пушкинском». Каждую среду летом в знаменитом Итальянском дворике Пушкинского музея проходили публичные дискуссии, которые будут продолжены уже совсем скоро — в сентябре. В ходе дискуссий эксперты рассматривают особенности человеческого зрения, обращенного на произведения искусства. Очень интересная тема, так как любой посетитель любого художественного музея замечал, как меняются его особенности восприятия и даже угол зрения при взгляде на полотна великих художников. Исследовать этот феномен и был призван цикл дискуссий «Смотреть и видеть», ставший значимым событием московского культурного лета 2021 года.
Острый глаз не только дар природы. Его можно и нужно воспитывать. Искусствоведы, психологи, коллекционеры, ученые с разных позиций обсудили такие сюжеты, как перспектива и цвет, любовь и красота, коллекционирование и социальный статус, и доказали, что в основе восприятия этих явлений лежит натренированное умение видеть. Возможности партнера позволили не только обеспечить прямые трансляции лекций в социальных сетях музея, но и кинопоказы на телевизоре ультравысокой четкости LG SIGNATURE OLED 8K.
Увлекательную программу открыла дискуссия вокруг документального фильма «Спаситель на продажу» (2021), посвященного самой громкой находке последних лет — полотну Леонардо да Винчи «Спаситель мира». «Мужская версия Моны Лизы», как ее называют в прессе, была продана в 2017 году за $450 млн как вновь найденный шедевр Леонардо, но после оценки в Лувре авторство работы было подвергнуто сомнению.
Вторая дискуссия «Как мы видим?» была посвящена открытию титанами эпохи Возрождения законов перспективы, которые перевернули саму сущность подхода к изобразительному искусству, а также их продолжателям — классикам XX века Анри Матиссу, Казимиру Малевичу, Марку Ротко, отстраивающим пространство цветом. К этой же теме идеологически примыкала дискуссия «Язык цвета». Ее участники при участии ведущей телеканала «Россия» Гули Балтаевой, выступившей модератором, обсудили то, как менялось отношение к цвету на протяжении веков.
Непростой вопрос «Существует ли объективная красота?» был в центре третьей дискуссии цикла. Кто определяет, что считать прекрасным? Как трансформировались стандарты красоты в разные исторические периоды и как прекрасное понимается в современном мире? Отрадно, что участники дискуссии, среди которых были историки, искусствоведы, художники и даже пластический хирург, пришли к выводу, что право решать это принадлежит зрителю.
Участники четвертой и восьмой дискуссий приоткрыли широким кругам любителей искусства глаза на две разные ипостаси — коллекционера и искусствоведа. О том, как смотрят на искусство коллекционеры, обладающие особым чутьем, шла речь на вечере «Глаз коллекционера» (среди спикеров была директор ГМИИ им. А. С. Пушкина Марина Лошак), а секреты мастерства искусствоведов поведали доктора искусствоведения Виктория Маркова (главный научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина), Вадим Садков (заведующий отделом искусства старых мастеров ГМИИ им. А. С. Пушкина) и Игорь Смекалов (отдел графики XX века Государственной Третьяковской галереи).
Влиянию эмоционального состояния на художника была посвящена дискуссия «Оптика любви, или Эмоции в искусстве». Отталкиваясь от хрестоматийного примера Пабло Пикассо, чье всякое новое романтическое увлечение приводило к новой стилистике в творчестве (от неоклассицизма эпохи Ольги Хохловой до «Герники» периода Доры Маар), эксперты, среди которых были литературные и художественные критики и врач-психиатр, рассуждали о том, как эмоции становятся движущей силой творческого процесса.
В летних онлайн-активностях дискуссионного цикла ГМИИ им. А. С. Пушкина и бренда LG SIGNATURE приняло участие свыше 500 тыс. зрителей. Как сказал президент LG Electronics в России и странах СНГ ЕнгНам Ро (YoungNam Roh): «LG уже много лет поддерживает культуру и российские музеи. Как новый этап в период пандемии и ограничений, наша задача — расширять цифровизацию и доступность произведений искусства и культурно-образовательных событий для всех россиян. Цикл дискуссий “Пушкинский х LG SIGNATURE Wednesdays” полностью соответствует задачам цифрового направления национального проекта “Культура” и отражает социальную миссию проекта популяризировать искусство с помощью технологий». Напомним, что в рамках нацпроекта «Культура» до 2024 года по всей стране планируется открытие 500 виртуальных концертных залов, создание 450 мультимедиагидов в региональных музеях и появление более 700 модельных муниципальных библиотек, а также улучшение качества культурной среды, в том числе благодаря проведению онлайн-трансляций спектаклей, концертов и фестивалей.
Помимо продолжения дискуссионного цикла «Среды в Пушкинском» любителей искусства вскоре ожидает новый проект LG SIGNATURE с ГМИИ им. А. С. Пушкина. Это визуальная документализация реставрации всемирно известного полотна Ван Гога «Красные виноградники в Арле». Весь процесс будет запечатлен в сериале на платформе IVI усилиями ультрапремиального бренда LG SIGNATURE, представляющего в России не только телевизор ультравысокой четкости OLED 8K и первый в мире сворачивающийся телевизор OLED R, но и винный шкаф, холодильник, стиральную машину с двумя барабанами и климатический комплекс.