Нефтепереработка уходит в глубину
О модернизации Кубанских НПЗ
Кубанские НПЗ продолжают модернизацию собственного производства, чтобы их продукция оставалась конкурентоспособной на глобальном рынке нефтепродуктов. Несмотря на понесенные вследствие пандемии убытки, заводы не останавливаются в реализации инвестпроектов, направленных на увеличение глубины переработки сырья и выпуск светлых нефтепродуктов. Эксперты считают, что выгодное положение Краснодарского края позволяет местным нефтеперерабатывающим заводам оставаться в тренде мировой экономики
На сегодняшний день в Краснодарском крае реализуется стратегия развития нефтеперерабатывающей отрасли. По информации министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Кубани, проектная мощность четырех крупных предприятий, расположенных на территории края (ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ООО «Ильский НПЗ», ООО «Славянск ЭКО» и ООО «Афипский НПЗ»), составляет сегодня 31 млн тонн в год. За 2020 год по отрасли производства нефтепродуктов в региональный бюджет поступило налогов на сумму около 2,3 млрд руб. В последние пять лет общий объем инвестиций в развитие производства указанных предприятий превысил 35 млрд руб.
Также в министерстве отмечают, что в 2021 году продолжается работа по реконструкции и модернизации всех действующих на территории края нефтеперерабатывающих заводов. Целью модернизации является увеличение объемов переработки нефти, создание эффективного и экологичного производства за счет применения современных технологий, а также замена устаревшего и физически изношенного оборудования и системы трубопроводного транспорта. Модернизация, в частности, направлена на увеличение глубины переработки нефти, чтобы создавать нефтепродукты, соответствующие международным стандартам «Евро-5».
Пандемия ударила по выручке
Четыре крупнейших предприятия отрасли нефтепереработки Краснодарского края — ООО «РН-Туапсинский НПЗ», ООО «Ильский НПЗ», ООО «Славянск ЭКО» и ООО «Афипский НПЗ» — согласно данным «СПАРК-Интерфакс», показали совокупную выручку за 2020 год в размере 164,3 млрд руб. По сравнению с 2019 годом этот показатель по всем четырем нефтеперерабатывающим производствам снизился в целом на 48,3 млрд руб. (212,6 млрд руб. — в 2019-м). Чистую прибыль в размере 15,4 млрд руб. показали три из четырех заводов (в 2019 году совокупная прибыль Туапсинского, Ильского и Славянского НПЗ — 19 млрд руб.). Афипский НПЗ сработал в убыток.
Как следует из финансовой отчетности рассматриваемых предприятий, ООО «РН-Туапсинский НПЗ» по итогам 2020 года показало выручку в размере 14,4 млрд руб., что на 1,1 млрд руб. меньше, чем годом ранее (в 2019 году — 15,5 млрд руб.). Чистая прибыль предприятия за минувший год составила 10 млрд руб., что на 2,4 млрд руб. меньше, чем в 2019 году (12,4 млрд руб.). Прошлогодняя выручка ООО «Ильский НПЗ» (ООО «КНГК-ИНПЗ») составила 64 млрд руб., что меньше показателей 2019 года на 21 млрд руб. (85 млрд руб.— в 2019 году). Чистая прибыль нефтеперерабатывающего завода за прошлый год составила 2,2 млрд руб., превысив показатели 2019 года на 162 млн руб. ООО «Славянск ЭКО» показало выручку за 2020 года в размере 78,5 млрд руб., что на 23,7 млрд руб. меньше показателей 2019 года (102,2 млрд руб.). Чистая прибыль общества за прошлый год составила 3,2 млрд руб., что меньше показателей 2019 года почти на 1,2 млрд руб.
ООО «Афипский НПЗ» снизило годовую выручку в минувшем году на 2,5 млрд руб. (с 9,9 млрд руб. в 2019 году до 7,4 млрд руб. — в 2020-м). Убыток предприятия в 2020 году составил 28,5 млрд руб., продолжая прогрессирующую тенденцию предыдущих лет (в 2018 году — 8,8 млрд руб., в 2019 году — 15,5 млрд руб.).
Афипский НПЗ до 1 января 2024 года планирует ввести в эксплуатацию комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля мощностью 2,5 млн тонн в год с общим объемом инвестиций 46,3 млрд руб.
По мнению аналитиков, выручка нефтеперерабатывающих заводов как на Кубани, так и по России в целом сократилась в том числе по причине удара по отрасли со стороны пандемии коронавируса. Так, по словам аналитика ГК «Финам» Алексея Калачева, кризис сильно сказался на топливном рынке, поскольку в период действия режима самоограничения резко упал спрос на топливо и сырье для него. Но главное, по словам эксперта, падение спроса на пике пандемии не сформировало отложенного спроса.
Как рассказал «Экономике региона» начальник Управления аналитических исследований ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров, каких-то драматических особенностей в 2020 году, кроме сильных ценовых колебаний весной, тем не менее не происходило. Зато, по его словам, были интересные нишевые истории, связанные с сернистым судовым топливом и локально повышенным спросом на российскую смесь на НПЗ в Северной Америке из-за дефицита сходного по физико-химическим свойствам сырья из Южной Америки и с Ближнего Востока. «В настоящий момент рост предложения по мере повышения добычи участниками сделки ОПЕК+ является ограничивающим ценовой потенциал фактором, потенциально несущим угрозу возобновления борьбы за объемы на тех или иных базисах»,— говорит эксперт.
Инвестиции в развитие и глубину
В настоящий момент расположенные на территории Кубани нефтеперерабатывающие производства активно реализуют стратегии своего развития. Так, по информации краевого минТЭК и ЖКХ, между администрацией края и крупными НПЗ заключены соглашения о намерениях по взаимодействию в сфере инвестиций.
Успешно реализованы инвестпроекты ООО «Афипский НПЗ», со статусом одобренных администрацией края и получением государственной поддержки в виде освобождения от уплаты налога на имущество. Это, в частности, инвестпроект «Реконструкция объектов действующих мощностей», в рамках которого было произведено техническое перевооружение существующих технологических установок СПГК и 22/4 с увеличением их мощности до 6 млн тонн/год и приведением в соответствие с действующими нормами и правилами. Также на НПЗ в рамках проекта была осуществлена замена устаревшего и физически изношенного оборудования и трубопроводов, реализовано увеличение КПД печного блока и улучшение экологических показателей, а также обеспечение безопасной эксплуатации и внедрение современной автоматизированной системы управления и противоаварийной защиты.
Еще один инвестпроект Афипского НПЗ «Строительство комбинированной установки вакуумной перегонки мазута и висбрекинга гудрона ПМ-3 с объектами ОЗХ». Сумма капитальных вложений составила порядка 15 млрд руб. Было создано 70 новых рабочих мест. Инвестпроект обеспечил выход светлых нефтепродуктов более 57% с приростом на 3,76%.
Афипский НПЗ до 1 января 2024 года планирует ввести в эксплуатацию комплекс гидрокрекинга вакуумного газойля мощностью 2,5 млн тонн в год с общим объемом инвестиций 46,3 млрд руб. По результатам строительства новых технологических объектов на предприятии планируется в два этапа увеличить глубину переработки — с 77% до 81%, а затем до 93%.
Еще в 2013 году на Ильском НПЗ было завершено строительство технологической установки АТ-5, рассчитанной на переработку как малосернистого сырья, так и его смеси с сернистой нефтью марки Urals. Общий объем переработки достиг 2,2 млн тонн в год.
В 2016 году на заводе был построен приемо-сдаточный пункт и магистральный нефтепровод-отвод с подключением к трубопроводной системе АК «Транснефть», обеспечивающий подачу 1,5 млн тонн малосернистой нефти в год.
«Благодаря вводу в эксплуатацию в четвертом квартале 2020 года самой мощной технологической установки — ЭЛОУ АТ-6 с проектной мощностью 3 млн тонн в год, проектная мощность Ильского НПЗ достигла 6,5 млн тонн в год. В 2021–2024 годах будут продолжены работы по строительству комплекса производства автобензинов и ароматических углеводородов (КПААУ), со сроком реализации проекта в 2024 году и производительностью 1,52 млн тонн в год»,— сообщили в министерстве.
Также на 2026 год на Ильском НПЗ запланирована реализация комплекса депарафинизации и гидроочистки дизельного топлива мощностью 2,4 млн тонн в год и установки производства серы мощностью 26,9 тыс. тонн в год. «Поэтапная модернизация Ильского НПЗ позволит до 2028 года реализовать в целом инвестиционный проект "Комплекс производства моторных топлив", перерабатывать сернистую нефть с содержанием серы до 1,8% масс, получать моторные топлива класса 5 в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 013/2011), а также увеличить глубину переработки нефти с 55,4% до 95%»,— рассказали в минТЭК и ЖКХ Кубани.
По итогам выполнения реализуемой кубанскими НПЗ и региональным минТЭК и ЖКХ стратегии прогнозируется увеличение мощностей нефтеперерабатывающих заводов почти в три раза — с 12,6 млн тонн в 2011 году до 35 млн тонн в 2024 году.
Тенденция к истощению
За 2020 год добыча сырой нефти в Краснодарском крае составила 591 тыс. тонн, что на 17,5% меньше, чем за аналогичный период 2019 года, природного газа и газового конденсата — 1,9 млрд куб. м, что на 11,2% меньше, чем за аналогичный период 2019 года. При этом за 2020 год по отрасли добычи сырой нефти, природного газа и газового конденсата поступило налогов в бюджет Краснодарского края на сумму 3,9 млрд руб., что на 986,5 млн руб. больше, чем за 2019 год (или на 34%).
По словам руководителя аналитического департамента AMarkets Артема Деева, главная особенность нефтепереработки в Краснодарском крае — это истощение имеющихся месторождений, рост объемов инвестиций в разведку и разработку новых месторождений, в том числе в море. «Недостаток сырья является ограничивающим фактором для нефтепереработки, доля которой в РВП составляет около 1%, в отличие от других российских регионов, где также добывается нефть (доля в ВРП может составлять 20–40% или более). Соответственно, вырастут объемы привозного сырья из других нефтеносных районов России»,— говорит аналитик.
Заместитель руководителя практики Управленческого консалтинга Группы «Деловой профиль» Александра Шнипова также считает, что Краснодарский край, как один из старейших нефтедобывающих регионов России, сталкивается с проблемой истощения природных запасов. Хотя по количеству разведанных месторождений нефти, по ее словам, край занимает первое место в ЮФО, добыча нефти с 2017 года сократилась на 32,6% и продолжает падать.
«Для динамичного развития нефтепереработки в Краснодарском крае есть два пути. Первый заключается в углублении переработки нефти и увеличении выпуска светлых нефтепродуктов. К 2030 году нефтеперерабатывающие заводы края планируют нарастить долю выпуска светлых нефтепродуктов до 82% и обеспечить глубину переработки нефти до 99%. Второй путь заключается в строительстве новых нефтепроводов, позволяющих пяти крупнейшим нефтеперерабатывающим заводам края получать легкую восточносибирскую нефть, восполняя увеличивающийся дефицит сырья»,— говорит госпожа Шнипова.
По мнению Дмитрия Александрова, у региональных НПЗ есть важное преимущество — расположение на крупных нефтетранспортных магистралях и вблизи от крупных портовых перевалочных мощностей, что дает возможность в принципе ориентироваться не только на локальный рынок. Поэтому, по словам эксперта, модернизация мощностей и работа с издержками вместе с таким преимуществом, как удобная логистика, могут создать базис устойчивого развития предприятий региона, существенно нарастивших добычу за последние годы.
По итогам выполнения реализуемой кубанскими НПЗ и региональным минТЭК и ЖКХ стратегии прогнозируется увеличение мощностей нефтеперерабатывающих заводов почти в три раза — с 12,6 млн тонн в 2011 году до 35 млн тонн в 2024 году
Тренды на глубину и экологичность
Исторически большинство российских НПЗ являются менее современными и эффективными, чем мировые аналоги: их индекс Нельсона за относительно редким исключением не превышает 6 против 10–12 в Европе, констатирует аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман. По его словам, основные текущие действия российского правительства направлены на исправление данной ситуации и улучшение микса выпускаемого на НПЗ топлива — рост выхода светлых нефтепродуктов и уменьшение доли мазута.
«Для этого Минэнерго заключает ряд соглашений с НПЗ — повышенная ставка обратного акциза взамен на модернизацию. Например, весной Минэнерго сообщило, что объем инвестиций в установки вторичной переработки в рамках программ модернизации ряда крупных НПЗ с 2019 по 2026 год включительно составит около 800 млрд руб. Для уже современных НПЗ следующей ступенью развития является интеграция в нефтехимическое производство»,— говорит господин Кауфман.
По словам Александры Шниповой, Россия, обладающая крупнейшими разведанными запасами нефти в мире, пока остается догоняющей в нефтепереработке. Несмотря на то, что по объемам производства отрасль занимает третье место в мире, уступая лишь США и Китаю, на преодоление технологического отставания нефтеперерабатывающих производств, по мнению эксперта, может потребоваться 10–15 лет и более 2,5 трлн руб. инвестиций со стороны государства и собственников.
«Можно выделить два главных тренда развития отечественной нефтепереработки. Первый — переход от простой переработки нефти к нефтехимии и увеличение глубины переработки нефти до 100%, что должно стать результатом проводимой крупнейшими игроками масштабной модернизации действующих производств и ввода новых нефтехимических мощностей. Второй — сокращение выхода темных и увеличение доли светлых нефтепродуктов. Если в начале прошлого десятилетия выход светлых нефтепродуктов составлял всего 56%, то в начале нового — 62%, а к началу следующего десятилетия — уже 72%. В то же время в развитых странах выход светлых нефтепродуктов, обладающих более высокой добавленной стоимостью, составляет 75–80%»,— говорит госпожа Шнипова.
Как отмечает Дмитрий Александров, глобальными трендами в отрасли нефтепереработки являются снижение воздействия на окружающую среду, дальнейшее повышение глубины переработки остатков и тяжелых фракций, повышение гибкости производства НПЗ с учетом общего тренда на уменьшение доли (а после 2030 года и абсолютных величин) потребления автомобильного топлива и более локального европейского — на уменьшение доли дизельных автомобилей. Таким образом, по его словам, если расставлять акценты, ограничительное отраслевое регулирование с целью стимулирования зеленой энергетики будет оставаться существенным и наиболее устойчивым и прогнозируемым фактором воздействия на энергетические и нефтеперерабатывающие компании во всем мире.
Внешнее определяет внутреннее
Российский нефтяной экспорт находится под серьезным давлением внешних факторов, уверена Александра Шнипова. По ее словам, в Европе, как ключевом для российской нефтяной промышленности внешнем рынке, происходит непрерывное ужесточение экологического регулирования на фоне реализации принятой климатической повестки. «Выбранный курс на "зеленую экономику" и декарбонизацию производств в перспективе может привести к массовому закрытию традиционных НПЗ, осуществляющих простую переработку нефти, или к переориентации их на выпуск биотоплива. Кроме того, ввод новых нефтеперерабатывающих мощностей в странах Ближнего Востока усиливает конкуренцию на и без того перегретом рынке. Поэтому в обозримом будущем на внешних рынках мы сможем наблюдать постепенное снижение спроса на сырую нефть и повышение требований к качеству ввозимой продукции нефтепереработки»,— комментирует эксперт.
«Ввод новых нефтеперерабатывающих мощностей в странах Ближнего Востока усиливает конкуренцию на и без того перегретом рынке»
По словам госпожи Шниповой, шоковая динамика мировых нефтяных цен не позволяет отечественной нефтепереработке планировать долгосрочные инвестиции и препятствует эффективной реализации инвестиционных программ. «Чтобы сохранить внешние рынки сбыта, российская нефтепереработка должна быть модернизирована в очень сжатые сроки, что требует распространения инвестиционных льгот не только для самих нефтепереработчиков, но и для нефтедобывающих компаний»,— резюмирует Александра Шнипова.
Сергей Кауфман констатирует, что соглашение ОПЕК+ привело к тому, что нефтяникам стало сложнее ставить на долгосрочный рост апстрима. Из-за этого, по мнению аналитика, модернизация НПЗ и развитие нефтехимии проходит немного активнее — компании ищут альтернативные способы увеличения прибыльности. «Долгосрочной проблемой российской нефтепереработки является реализация дизельного топлива, особенно после ожидаемой модернизации. Если бензин практически весь потребляется внутри России, то значительная часть дизеля идет на экспорт в Европу. В Европе, как известно, активно развивается "зеленая" повестка, в связи с чем потребление дизельного топлива в ней в обозримом будущем будет снижаться. Азия, которая могла бы стать альтернативным рынком сбыта, сама достаточно активно наращивает объемы нефтепереработки. В такой ситуации российские мощности по производству ДТ могут рано или поздно оказаться избыточными»,— говорит аналитик.