Метростроению закладывают объемы
Финансирование новых станций подземки увеличат с выходом нового подрядчика на рынок
В следующем году Смольный может увеличить финансирование строительства метрополитена в Петербурге. Согласно заявкам администрации в ходе нулевых чтений бюджета в Законодательном собрании, сумма может составить 28 млрд рублей — это чуть меньше того объема, который почти десять лет назад экс-глава города Георгий Полтавченко называл необходимым для того, чтобы решить накопившиеся проблемы подземки. Последний раз новые станции метро открывали в Петербурге в 2019 году. Впрочем, отмечают эксперты, даже заложенных средств в нынешних условиях недостаточно для интенсивного развития метро.
На строительство метрополитена в проекте бюджета Петербурга на 2022 год выделено 28 млрд рублей, это более чем в 2,5 раза больше, чем в текущем году, заявил вчера глава комитета по экономической политике Валерий Москаленко. На 2023 и 2024 годы планируется выделить 33,9 млрд и 32 млрд рублей соответственно. Всего предполагаемый объем финансирования строительства петербургского метрополитена по Адресной инвестиционной программе составляет 127,8 млрд рублей. В КРТИ не смогли прокомментировать, какие объемы работ соответствуют такому финансированию.
Финансирование программы метростроения ожидаемо увеличивают в связи с выходом на рынок нового подрядчика: учрежденное в октябре 2020 года АО «Метрострой Северной столицы» (подконтрольно банку ВТБ и правительству Петербурга) может до конца года получить статус единственного исполнителя в вопросах проектирования, строительства и реконструкции петербургского метрополитена. В отношении действующего генподрядчика ОАО «Метрострой», которое связано с семьей Александровых, введена процедура наблюдения. На заседании суда сегодня, вероятно, будет введено конкурсное производство. Собеседники “Ъ” в строительной отрасли не раз отмечали, что ввод новых станций тормозят скромные бюджетные ассигнования, а иногда их нерегулярность
Стоимость строительства семи станций метро и одного метродепо в Петербурге к 2024 году может составить 202 млрд рублей, сообщал ранее губернатор города Александр Беглов. Также сообщалось, что АО «Метрострой Северной столицы» планирует до 2032 года построить в Петербурге не менее восьми станций метрополитена и 20 км новых линий метро.
Анонсируемые темпы развития метро постоянно обновляются: в 2019 году на посту врио губернатора Петербурга Александр Беглов заявлял, что стоит задача ввести в эксплуатацию к 2032 году 29 станций метрополитена. «Для того чтобы выдержать этот темп, нам нужно ежегодно тратить на строительство метро порядка 30 млрд рублей, и эти деньги мы найдем в любом случае. Мы уже заложили эти средства на 2020 и 2021 годы»,— отмечал глава города тогда. Однако на фоне падения доходов города из-за пандемии коронавируса, кризиса на нефтяном и финансовом рынке бюджет секвестировали и сократили расходы на метростроение. Группа ВТБ заявляет о необходимости выделения ежегодно около 15 млрд рублей из бюджета Петербурга на финансирование строительства метро, говорит источник “Ъ”.
По словам руководителя оценочной компании «Центр делового консультирования» Никиты Бубякина, строительство 1 км путей метрополитена в Петербурге оценивается в 8 млрд рублей, а 1 км путей перспективной кольцевой линии — в 11 млрд рублей. «То есть средств, которые город в ближайшие два года планировал выделить на развитие главной транспортной артерии города с многомиллионным населением, не хватит на постройку одного перегона между станциями. Темпы развития сети метрополитена, который охватывает лишь 32 из 111 муниципальных образований города, безнадежно отстали от динамики его роста. Почти 75% жителей региона, в основном проживающие в крупных жилых массивах, не имеют ни одной станции в шаговой доступности. Даже если финансирование строительства метрополитена в городе будет доведено до московских масштабов, метро догонит город только через 25–30 лет»,— говорит он. Стоимость строительства в Москве ниже: 1 км путей глубокого заложения в среднем стоит около 7 млрд рублей, а мелкого — 4,5–5 млрд рублей. Наиболее эффективной тратой бюджетных средств для Петербурга мог бы быть наземный транспорт — городские электрички и линии скоростного трамвая, что было бы принципиально другой концепцией развития мобильности, заключает эксперт.