«Союзники и клиенты США обязательно извлекут урок из афганской истории»
Максим Юсин — о последствиях вывода американских войск из страны
США будут работать с любой властью в Кабуле, чтобы защитить своих граждан, заявили в Пентагоне. В ночь на вторник американские военные завершили эвакуацию из Афганистана. Тем временем экс-президент Штатов Дональд Трамп призвал запрещенную в России организацию «Талибан» вернуть все захваченное иностранное военное оборудование на $85 млрд. Обозреватель “Ъ” Максим Юсин задумался о том, какие последствия уход США из Афганистана будет иметь для администрации Джозефа Байдена.
Вывод американских войск из Афганистана и все, что его сопровождало, войдет в историю как самый наглядный, красноречивый, шокирующий символ унижения великой державы. Конечно, прецеденты были — уход тех же США из Сайгона, французов из Алжира, британцев из Индии были не менее драматичными, сопровождались еще большими человеческими трагедиями и жертвами.
Но тогда была иная эпоха — без интернета, соцсетей и Telegram-каналов. Тогда вся планета не осознавала масштабы бедствия и совершенных ошибок, не следила за ними фактически в прямом эфире. Никогда прежде фиаско великой державы, ее высшего руководства, вооруженных сил и спецслужб не было столь публичным. Последствия случившегося всем еще предстоит осознать — и Америке, и ее союзникам, и ее противникам. Не исключено, что в геополитике появится водораздел: до и после Кабула. И только время покажет, когда и за счет чего Вашингтон сумеет ликвидировать колоссальный ущерб, нанесенный его репутации, и сумеет ли вообще.
Пока картина плачевная. Если сравнивать нынешнюю ситуацию в Афганистане с той, какой она была 20 лет назад, когда американцы начинали свою военную операцию, то сейчас эта ситуация гораздо хуже. Тогда под властью исламских радикалов была далеко не вся страна, в северных районах существовало квазигосударство под властью Северного альянса, не подчинявшееся талибам и игравшее роль своеобразного буфера на границах с постсоветскими республиками Центральной Азии. Сейчас такого буфера нет, талибы распространили свою власть практически на весь Афганистан, да и вооружены они благодаря трофейной американской технике лучше, чем армии многих государств региона.
Движение «Талибан», раньше контролировавшее в основном пуштунские районы, сегодня вышло на границы Таджикистана, Узбекистана, Туркмении, Ирана. А значит, существует реальная опасность, что, несмотря на заверения новых хозяев Кабула, афганский хаос может рано или поздно выплеснуться за пределы страны.
Ваш браузер не поддерживает видео
Вот только американцев это уже не будет волновать. Уходя из Афганистана, они продемонстрировали поразительный пример эгоизма, поставив перед свершившимся фактом и своих афганских клиентов, и собственных союзников по НАТО, воевавших с ними бок о бок 20 лет. Принимая решение о выводе войск, Вашингтон не счел нужным хотя бы для вида проконсультироваться с британцами, немцами, голландцами, канадцами, австралийцами, потерявшими в Афганистане сотни своих военных и, казалось бы, имевшими право хотя бы совещательного голоса. Но только не в глазах администрации Байдена. Все это, безусловно, будет иметь долгоиграющие последствия.
И уроки из афганской истории обязательно извлекут те страны и политики, которые привыкли ориентироваться на США и считать их гарантом своей безопасности.
Как считал президент Афганистана Ашраф Гани, теперь уже бывший.
И те же тайваньцы, задумываясь о назревающем столкновении с Китаем, уже не смогут испытывать прежнее доверие к обещаниям Вашингтона оказать военную помощь. И, может быть, посчитают, что лучше решить дело мирным путем — пойти на разумные компромиссы, пока эти компромиссы Пекин еще предлагает. И те же саудовцы в своем противостоянии с более мощным в военном отношении Ираном будут чувствовать себя уже не столь уверенно. Большой вопрос, окажут ли им США необходимую поддержку. И те же украинцы в случае серьезного конфликта с Москвой из-за Донбасса или из-за Крыма тоже, видимо, должны будут держать в голове печальный опыт американского союзника в Кабуле Ашрафа Гани.
Конечно, у каждого конфликта своя специфика, и каждый регион имеет в глазах американцев разную ценность. И каждый союзник, каждый клиент будет надеяться, что именно его Вашингтон не бросит. Как надеялся до последнего момента президент Гани в Афганистане.