Автокредиты встают на зарядку
Деньги на покупку электромобилей банки выдадут на льготных условиях
Крупные банки начали выдавать кредиты на электромобили на особых условиях. Пока на сегмент приходится менее 1% общего объема рынка автокредитования, а банки, выходящие в него, могут столкнуться с трудностями при реализации залогов. Тем не менее направление интересно кредитным организациям: электромобили — премиальный сегмент с высокими чеками и надежными клиентами. Стимулирует банкиров и программа господдержки электротранспорта.
ВТБ 2 сентября запускает программу кредитования на новые электроавтомобили, доступные для покупки у официальных дилеров, рассказал “Ъ” зампред правления банка Анатолий Печатников. Клиенты смогут получить средства на срок до 7 лет под 3% годовых. Максимальная сумма кредита 7 млн руб. при минимальном первоначальном взносе 20%. Ставка будет фиксированной при страховании автомобиля на весь срок кредита (стоимость страховки такая же, как для традиционного автомобиля).
0,5 процента
рынка автокредитования приходится на сегмент электромобилей
Аналогичную программу уже запустил Газпромбанк. Кредит в размере до 5 млн руб. выдается на 5 лет под 3,9% годовых. Кредиты на покупку Porsche Taycan выдают Сетелем-банк (дочерний банк Сбербанка) и Росбанк, но базовые ставки гораздо выше — 10,9% и 11,5% годовых соответственно. Срок кредитов достигает 5 лет при сумме 12 млн руб. и 8 млн руб.
В 2020 году в РФ было реализовано почти 5,3 тыс. подержанных и 687 новых электроавтомобилей, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting. За пять месяцев 2021 года реализовано почти 2,7 тыс. подержанных и 650 новых машин. Сейчас сегмент новых электромобилей премиальный — в нем Tesla Model 3 (цена 4,5–6 млн руб.), Jaguar I-Pac, Porsche Taycan, Audi e-tron (цены на них начинаются от 6,5–7 млн руб.).
Опрошенные банкиры и эксперты отмечают, что кредиты на электромобили прежде всего нацелены на перспективу.
По оценке проектного лидера Frank RG Станислава Сухова, сейчас на сегмент приходится менее 0,5% рынка автокредитования. «Чтобы направление стало перспективным, необходимо не только создавать спецпредложения на кредиты, нужны и другие составляющие: интерес клиентов к электрокарам, увеличение объемов производства и дистрибуции и инфраструктура»,— подчеркивает руководитель управления автокредитования «Тинькофф» Кирилл Григорьев.
В России еще не сформирована инфраструктура для электромобилей, так что мгновенного роста кредитного портфеля ждать не стоит, но перспективы рынка значительны, объясняют свое решение в ВТБ. Качественный рост рынка начнется, когда в России наладится производство электромобилей, то есть не ранее 2025 года, ожидают в Газпромбанке.
К 2030 году, согласно недавно принятой концепции развития электротранспорта в России, в стране должны выпускать не менее 10% электромобилей от общего объема всех произведенных транспортных средств, напоминает директор автомобильной практики PwC в России Виктория Синичкина.
Политика государства в отношении электротранспорта предусматривает компенсацию скидки конечному покупателю до 25% от стоимости электротранспорта, тогда как скидки по обычным автомобилям компенсировались в размере до 10%, указывает менеджер группы по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли «Делойт» в СНГ Александр Васильев.
Кредит на электромобиль рассчитан на премиальных клиентов, что делает его почти безрисковым для банка даже при низкой ставке, отмечает собеседник “Ъ” в инвестиционном сообществе:
«Целевая аудитория — руководители компаний, которым для создания имиджа необходим электрокар, и риски просрочки в таком сегменте минимальны».
Кроме того, банки обязаны отчитываться о своем соответствии ESG-повестке. А такие проекты в нее вписываются и не требуют от банка серьезных инвестиций и трансформации, говорит собеседник “Ъ”. Вместе с тем, уточняет Станислав Сухов, банкам со временем придется готовиться к изменениям в части реализации залоговых электромобилей — спрос на них пока небольшой.