ЕСПЧ призвал раскрыть убийство Натальи Эстемировой
Суд в Страсбурге не увидел причастности к преступлению российских властей
Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) не обнаружил причастности государства к убийству в 2009 году правозащитницы Натальи Эстемировой, как просила признать сестра погибшей. При этом суд признал расследование преступления неэффективным и, поскольку оно по-прежнему ведется, призвал власти «по мере возможности попытаться установить обстоятельства похищения и убийства госпожи Эстемировой, установить и наказать виновных». Россия при этом обязана выплатить сестре Натальи Эстемировой €20 тыс. компенсации. Правозащитники не удовлетворены решением и обсуждают возможность добиться его пересмотра в Большой палате европейского суда.
Российская журналистка и правозащитница Наталья Эстемирова с 2000 года работала в представительстве правозащитного центра «Мемориал» (в 2013 году был внесен Минюстом в реестр иноагентов) в Грозном. Она расследовала дела о похищениях людей, пытках и внесудебных казнях в Чечне. 15 июля 2009 года правозащитница была похищена неизвестными у своего дома в столице Чечни. Ее коллеги сообщили об этом в МВД Чечни и прокуратуру, они сумели найти и свидетелей похищения. Очевидцы видели, как Наталью Эстемирову затолкали в белую «Ладу», слышали ее крики о помощи. В тот же день тело правозащитницы с огнестрельными ранениями головы и груди было найдено в лесополосе в Ингушетии.
В январе 2010 года следствие назвало имя подозреваемого — боевика Алхазура Башаева. По версии следствия, он отомстил госпоже Эстемировой за публикации о нем. Алхазур Башаев к тому моменту был убит в ходе спецоперации. В руководстве «Мемориала» с этой версией не согласились: коллеги Натальи Эстемировой заявляли об угрозах, которые та получала, в том числе в ходе личного разговора от главы Чечни Рамзана Кадырова.
В России дело о ее убийстве до сих пор не дошло до суда.
В 2011 году Светлана Эстемирова, сестра убитой правозащитницы, обратилась в Страсбург. Ссылаясь на ст. 2 (право на жизнь) и ст. 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции о защите прав человека, заявительница пожаловалась на российское государство, в частности указав на неспособность быстро и тщательно расследовать смерть ее сестры. В опубликованном решении говорится, что Светлана Эстемирова не смогла доказать, что Наталья Эстемирова была похищена представителями государства: «Доказательства не позволяют сделать вывод о причастности государства к ее убийству». При этом ЕСПЧ признал, что расследование убийства проводилось неэффективно, а российская сторона не предоставила суду полную копию материалов уголовного дела. «Поскольку уголовное расследование по-прежнему открыто, суд указал, что власти должны по мере возможности попытаться установить обстоятельства похищения и убийства госпожи Эстемировой, установить, наказать виновных»,— говорится в документе.
В результате судьи решили, что Россия должна будет выплатить Светлане Эстемировой компенсацию в €20 тыс.
Пресс-секретарь главы Чечни Ильман Вахидов не ответил на звонки “Ъ”.
«Мы не удовлетворены решением,— заявил “Ъ” председатель совета ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов.— Важно, что Россия только частично предоставила ЕСПЧ материалы уголовного дела — всего 1,5 тыс. из 10 тыс. страниц. И передала только те, которые касаются версии с боевиком Башаевым. Материалы первых шести месяцев расследования, когда проверялись другие версии и были опрошены не только Наташины коллеги, но и чеченские чиновники, силовики, сам Рамзан Кадыров, переданы Страсбургу не были». По словам господина Черкасова, версия следствия, в которой фигурирует Башаев, неубедительна. В том числе потому, что к моменту обнародования следствием имени боевика его уже не было в живых.
Юрист «Мемориала» Татьяна Глушкова добавила, что обсуждается возможность обратиться в Большую палату Европейского суда с просьбой пересмотреть постановление.
Российские власти безупречно участвовали в разбирательстве ЕСПЧ, считает лидер российского Союза ветеранов Афганистана, экс-сенатор Франц Клинцевич. «Даже когда какие-то доказательства очевидны, ЕСПЧ все равно не может позволить себе потерять авторитет и обойтись без замечаний,— пояснил господин Клинцевич.— Российское государство делает все очень качественно, особенно если дело такое резонансное. Но нас всегда будут держать в негативной повестке и критиковать».