После оттаивания инвестировать
Минэкономики готовит новый порядок заключения СЗПК вместо просроченного
Минэкономики пытается устранить «правовой вакуум», возникший после истечения 1 апреля 2021 года срока действия временного порядка заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Ведомство подготовило проект постановления, который должен прийти ему на смену,— он призван обеспечить реализацию внесенных в закон о СЗПК изменений, а также позволяет полноценно задействовать замороженные во временном порядке процедуры заключения соглашений посредством публичной инициативы и участия в них муниципалитетов. В бизнес-сообществе надеются на оперативное принятие постановления правительства, чтобы восстановить по неочевидным причинам замороженную после 1 апреля процедуру заключения СЗПК, но сроки пока никто не предсказывает.
Минэкономики опубликовало проект постановления правительства, закрепляющего новый порядок заключения, изменения и прекращения действия СЗПК — предложенный ведомством механизм уже не предусматривает ограничений по сроку действия. Поясним, СЗПК фактически работает с октября 2020 года — это ключевой инструмент перезапуска инвестцикла, предусматривающий неизменность условий на срок реализации проектов и компенсацию части затрат наряду с созданием в регионах системы сопровождения инвестпроектов (в частности, формирования реестра проектов и инвестиционной карты региона, принятия субъектом РФ инвестиционной декларации и свода инвестправил). За это время заключено 36 СЗПК на общую сумму инвестиций 1,28 трлн руб., также рассматривается еще 74 заявки на 1,6 трлн руб.
В прошлом году правительство утвердило временный порядок заключения СЗПК (см. “Ъ” от 9 октября 2020 года) — он был рассчитан до 1 апреля 2021 года и предусматривал возможность заключения лишь СЗПК без участия муниципалитетов на бумажном носителе и только в порядке частной инициативы, то есть по предложению самого бизнеса без проведения конкурса. После 1 апреля ожидалось, что СЗПК будут заключаться в электронном виде — через государственную информсистему «Капиталовложения», однако обновленный порядок так и не был утвержден. Как ранее сообщали в Минэкономики, первые соглашения в электронной форме через ГИС «Капиталовложения» могут быть заключены только в конце этого года или в начале следующего. Как поясняли “Ъ” в ведомстве, проект подготовлен, «чтобы обновленный механизм СЗПК заработал».
Причины, по которым с апреля заключение СЗПК приостановлено (хотя бы в форме продления на полгода временного порядка, что вполне можно было делать и без электронной системы), до конца так и не ясны.
Известно, что Белый дом продолжал работать над «смежными» инструментами повышения инвестактивности — например, 29 июня на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова инициатор проекта СЗПК первый замминистра экономики Андрей Иванов рассказывал о работе над «сводами инвестиционных правил» для регионов, явно связанных с обсуждаемыми соглашениями. В июле вступили в силу поправки к режиму СЗПК, смягчающие требования к инвесторам и повышающие гибкость самого механизма, например, за счет возможности оказания господдержки на разных стадиях проекта и изменения уже заключенных договоров (см. “Ъ” от 16 июня).
Также поправками предусматривается введение института уполномоченных организаций (УО), которым полностью или частично могут быть переданы функции по заключению СЗПК и мониторингу их исполнения. В качестве УО Минэкономики в своем проекте предлагает определить ВЭБ.РФ и банки — при наличии собственного капитала в размере не менее 3 млрд руб., высокого кредитного рейтинга и опыта банковского сопровождения инвестпроектов не менее пяти лет.
Выбор уполномоченной организации при этом остается за бизнесом — как уточняют в Минэкономики, выбрать ее нужно и компаниям, направившим документы до 1 апреля. Для таких организаций проектом предусматривается особый порядок — Минэкономики направляет компании запрос о выборе УО, на что бизнесу отводится три рабочих дня с момента получения такого запроса. После этого ведомство уже перенаправляет представленный ранее пакет документов в эту УО — по своему усмотрению компания может дополнить его и новыми документами, которые будут требоваться в рамках нового порядка (например, копия договора о комплексном развитии территории, если это применимо).
При этом, согласно проекту, заключать СЗПК можно будет в рамках не только частной проектной инициативы, но и публичной, то есть по инициативе властей в рамках конкурсных процедур (порядок их проведения также описан в документе).
Проект постановления также расширяет и список участников — теперь допускаются к соглашениям и муниципалитеты. Поясним, ранее правительство устанавливало возможность участия муниципалитетов лишь после 1 апреля 2021 года — если реализация проекта это предполагает, то при направлении заявления в Минэкономики компания должна была приложить также и документ, подтверждающий согласие местных властей на присоединение к соглашению и выполнение возникающих у нее в связи с этим обязательств. Согласно проекту новых правил, муниципалитеты будут присоединяться к СЗПК путем подписания специального дополнительного соглашения (для этого также потребуются их заявления о готовности взять на себя обязательства в том числе по возмещению затрат инвестора в пределах земельного налога).
В предложенном Минэкономики проекте предусматривается, что соглашения могут заключаться как в письменной форме, так и в электронной, однако прямого указания на «проведение» СЗПК через информсистему «Капиталовложения» документ не содержит. Лишь в приложении к проекту постановления — форме соглашения — указывается, что вся переписка может вестись письменно, посредством электронных документов или при «наличии технической возможности» через ГИС «Капиталовложения». В Минэкономики поясняют, что заключать договоры СЗПК можно будет в бумажной форме вплоть до полноценного запуска ГИС «Капиталовложения» — таким образом, версия о том, что все дело только в информсистеме, видимо, неверна.
Источник, близкий к Российскому союзу промышленников и предпринимателей, пояснил “Ъ”, что принятие новых правил позволит возобновить процедуру заключения СЗПК, прекратившуюся после 1 апреля из-за истечения срока действия временного порядка.
«Исходя из формулировок, процедура должна быть не сложнее ранее действовавшей — будем смотреть на практику и надеемся на оперативное принятие постановления, утверждающего правила заключения СЗПК, правительством»,— отметил собеседник “Ъ”.
Как отмечает руководитель направления «Правовое развитие» Центра стратегических разработок Максим Башкатов, после 1 апреля 2021 года отсутствует ясность в порядке и возможности заключения СЗПК — сейчас этот процесс «пока парализован». Новый порядок, по словам эксперта, снова даст инвесторам понятные правила заключения СЗПК, «что уже можно считать достижением». Также, по мнению господина Башкатова, для бизнеса более удобным может быть введение множества потенциальных УО, сопровождающих заключение СЗПК,— до 1 апреля была всего одна такая организация, Агентство инвестиционного развития. В любом случае из документа прямо не следует, когда институт СЗПК будет «разморожен» — в «бумажной», электронной или какой-либо еще форме.