Россия и Белоруссия готовятся к интеграции
Чего ожидать от встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко
Россия и Белоруссия все же договорились об интеграции в рамках Союзного государства. 9 или 10 сентября лидеры двух стран Владимир Путин и Александр Лукашенко в Москве подпишут все «дорожные карты». Об этом заявил посол Белоруссии в России Владимир Семашко. Из 28 документов, предполагающих интеграцию двух стран, работа не завершена только по одному. Однако Семашко считает, что этот вопрос будет решен в течение недели. Вместе с тем посол сообщил, что до конца года Минск начнет получать компенсацию от Москвы за налоговый маневр в нефтяной сфере России. Белорусские власти заявляли, что из-за этого реэкспорт нефтепродуктов стал невыгодным — бюджет не досчитался миллиардов долларов.
Однако белорусский политолог Александр Класковский не исключает, что встреча президентов может пройти без подписания документов: «В 2019 году тоже казалось, что все готово, и к 20-летию Союзного государства Минск и Москва готовились торжественно подписать пакет "дорожных карт" углубления интеграции. Но тогда в последний момент что-то произошло: Лукашенко отказался подписывать этот пакет. Для Кремля это было обидным жестом со стороны белорусского партнера.
Теперь, похоже, что, пользуясь сложной ситуацией Лукашенко, Москва решила его дожать.
Но когда речь идет о власти над страной, а углубление интеграции предусматривает делегирование каких-то полномочий, жертвование суверенитетом, то Лукашенко может быть очень упорен.
Поэтому я бы не стал со стопроцентной уверенностью говорить, что 9-го этот пакет может быть подписан. То, что Лукашенко на последней своей большой пресс-конференции заявлял, что Путин решил отказаться от политической интеграции, могло быть хитрым приемом со стороны белорусского президента. Чья это была инициатива отодвинуть в свое время так называемую 31 карту, которая предусматривала единую валюту и наднациональные органы, достоверно неизвестно. В любом случае вряд ли Владимир Путин станет публично опровергать слова своего белорусского партнера. Возможно, расчет был на это. Хотя сейчас речь идет о 28 программах сугубо по экономическим вопросам.
Но ряд белорусских независимых экспертов говорит, что все равно чисто экономики в двусторонних отношениях не бывает, и в любом случае будет такая сильно институциональная привязка Белоруссии к России, потому что речь идет об унификации налоговой, таможенной системы и так далее. На следующем этапе Москва может сказать: смотрите, у нас так много всего общего, давайте и единую валюту, и какие-то структуры создавать, чтобы управлять всем из единого центра. Вряд ли таковым будет Минск. Лукашенко понимает опасность интеграционной игры, но у него очень трудное положение. Надежды на то, что Россия поможет белорусской экономике, усилились, потому что Запад больше денег не даст».
Что Александр Лукашенко рассказал о прошлом, настоящем и будущем Белоруссии
Предполагается, что в результате интеграции в рамках Союзного государства Россия и Белоруссия придут к общему налоговому законодательству, денежно-кредитной и транспортной системам, свободному перемещению товаров. С точки зрения политического углубления, как ожидалось, появятся наднациональные органы — союзное правительство, парламент, Госсовет и общая валюта. Однако эксперт совета по международным отношениям «Минский диалог» Денис Мельянцов считает, что окончательно до подписания дойдут далеко не все документы:
«Какие-либо политические объединения, наднациональные органы если ранее и обсуждались, то сейчас из конкретного переговорного процесса исключены. Ясно, что для Белоруссии вопросы сохранения суверенитета, равнодоходности энергоресурсов очень болезненные. Как мне кажется, все-таки последняя точка поставлена не будет. Единый рынок для России, как я понимаю, на сегодняшний день невыгоден. Вопросы безопасности, объединения армии, генштабов тоже, скорее всего, исключены из этого процесса. Можно сказать, что какой-то прогресс, конечно, будет достигнут.
Возможно, по таможне, единому налогообложению — это будет показано как такой прогресс "дорожных карт". По крайней мере, это те сферы, в которых стороны проявляют желание интегрироваться.
Минск считает позитивным моментом единое таможенное пространство и готов в том числе идти на уступки по таким сферам, как гуманитарная, может быть, образовательная, медицинская. Единый рынок у нас продекларирован, но проблема в том, что сохраняются различные барьеры, изъятия, ограничения. Стороны блокируют ввоз товаров конкретных предприятий — опять же все это очень политизировано, и здесь требуется выработка единых правил. Я думаю, эта сфера тоже взаимовыгодна для двух сторон, и компромисс тоже возможен».
В Минске также надеются, что Москва согласится снизить цены на газ до уровня российских регионов. Однако политический обозреватель Артем Шрайбман считает, что Белоруссия может рассчитывать только на компенсацию налогового маневра. Впрочем, о какой сумме может идти речь, неизвестно. Что же касается «дорожных карт», то их реализация может затянуться на годы, предполагает Шрайбман: «В практике наших отношений это лишь шаг для нового торга. Это не вопрос того, что мы о чем-то договорились, что Минск и Москва приняли решение, и на следующий день заработали какие-то механизмы. Некоторые "дорожные карты" рассчитаны, как мы недавно узнали от белорусского премьер-министра, на шесть лет.
Я даже не уверен, что Лукашенко и Путин будут президентами по прошествии этого времени, чтобы делать прогнозы о том, как будет идти реализация этих документов. Поэтому рано пока воспринимать это как сенсацию. Вполне возможно, что это просто символическая уступка Минска, подпись под документами, которую еще можно забалтывать много лет в надежде, что хотя бы за эту уступку Москва даст какой-нибудь новый кредит и назовет его, например, компенсацией налогового маневра. Судя по всему, межбюджетного трансферта в том формате, как его получают российские нефтеперерабатывающие заводы, кажется, на повестке дня не стоит».
Руководители Ассоциации внешнеполитических исследований — о настоящем и будущем союза России и Белоруссии
Переговоры о более углубленной интеграции Москва и Минск ведут с середины 90-х годов. В 1999 году первый президент России Борис Ельцин и белорусский лидер Александр Лукашенко подписали договор о создании Союзного государства.