Обладатели активов проявили пассивность
Суд снял с выборов в Госдуму шесть кандидатов от Партии роста
Верховный суд во вторник отменил регистрацию шести кандидатов в Госдуму от Партии роста, владеющих иностранными финансовыми инструментами. Такое решение было принято по заявлению Центризбиркома (ЦИК), который сослался на итоги проверки Центробанка, выявившей уже после регистрации партсписка наличие запрещенных активов у нескольких кандидатов. Сами они при подаче документов об активах не сообщали и на суд тоже не пришли.
Как ранее сообщал “Ъ”, по инициативе партий ЦИК уже исключил из списков в общей сложности 22 кандидата от «Яблока», ЛДПР, «Новых людей» и Российской партии свободы и справедливости (РПСС), у которых были обнаружены иностранные активы. Но несколько человек не согласились добровольно выбыть из гонки, и ЦИКу пришлось обращаться в суд. На вчерашнем заседании рассматривались иски в отношении шести выдвиженцев Партии роста: Рафаиля Гибадуллина, Магомеда Магомедалиева, Елены Мотовой, Евгения Орлова, Алексея Урываева и Заура Шахбанова.
В своем заявлении ЦИК ссылался на данные проверки, представленные Банком России. Перед судом, рассказала представитель комиссии Ольга Гетманская, эту информацию запросили еще раз — по состоянию на 22 июля, когда кандидаты должны были прекратить пользоваться иностранными инструментами. Данные снова подтвердились, более того, у Рафаиля Гибадуллина обнаружили акции, которых не нашли при первой проверке. На всякий случай в ЦИКе даже запаслись распечатками с сайта национального депозитария, подтверждающими, что эмитенты акций относятся к иностранным организациям, несмотря на российский адрес компании — как, например, акции Polymetal International plc (одна такая акция обнаружилась у Елены Мотовой и в итоге стоила ей регистрации).
Никто из кандидатов на суд не пришел, все согласились с тем, что дело будет рассмотрено в их отсутствие.
«Мы их обзванивали, они не сильно возражали, даже никто не приехал»,— пояснила судья Алла Назарова. Тем не менее Партия роста представила суду письменные возражения, в которых отмечается, что представленные ЦИКом сведения о выявленных фактах недостоверности в декларациях кандидатов не содержат даты и не позволяют с точностью установить факт нарушения. У партии же нет оснований сомневаться в данных, которые представили сами кандидаты, заявившие об отсутствии у них иностранных активов.
Госпожа Гетманская объяснила отсутствие даты в справке цифровизацией процессов: обмен информацией с ведомствами идет через ГАС «Выборы», и выгрузка данных возможна именно в таком виде. А по мнению представителя прокуратуры, возражения партии только подтверждают правомерность претензий ЦИКа, ведь партийцы сами признаются, что их о своих зарубежных активах кандидаты не проинформировали. У суда представленные ЦИКом доказательства сомнений также не вызвали.
Судьбу кандидата от РПСС Дмитрия Потапенко, у которого ЦИК также нашел зарубежные активы, Верховный суд решит в среду. Господин Потапенко говорит, что тоже будет ставить вопрос о подтверждении представленных ЦИКом данных: в суд поступила отпечатанная в Excel таблица, которая никем и никак не заверена, хотя есть, например, цифровая подпись, недоумевает кандидат. Кроме того, по его мнению, многие обнаруженные у кандидатов активы вообще нельзя считать иностранными финансовыми инструментами: это не акции в полном смысле слова, а депозитарные расписки, находящиеся на счетах российских брокеров. По официальным данным, в России сейчас открыто около 14 млн инвестиционных счетов, напоминает господин Потапенко.
И решение суда о признании работы с российскими акциями через российских же брокеров иностранным финансовым инструментом означает, что 14 млн наших граждан оказываются поражены в правах, резюмирует кандидат.
Напомним, что запрет на владение иностранными активами для кандидатов на выборные должности был введен в 2013 году, когда в избирательном законодательстве появилась норма, обязывающая кандидатов к моменту регистрации закрыть счета в иностранных банках и осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Тогда же бизнесмен и лидер партии «Гражданская платформа» Михаил Прохоров обратился в ЦИК за разъяснением, что следует считать иностранным финансовым инструментом. Из ответа ЦИКа следовало, что для такой квалификации ценных бумаг достаточно присвоения им международного идентификационного номера.
Сейчас далеко не первая кампания, когда действует запрет на использование иностранных финансовых инструментов, но практика его применения значительно расширилась, отмечает электоральный юрист Антон Рудаков. Отчасти — из-за неопытности кандидатов, а кроме того, по сравнению с предыдущим федеральным избирательным циклом резко увеличились и количество инвесторов на фондовом рынке, и его доступность. Но в причинах «сноса» большинства кандидатов не стоит искать политические мотивы, уверен эксперт: это всего лишь безалаберность и неопытность новичков, к тому же механизмы государственного контроля, обмена информацией и налогового администрирования становятся более совершенными.
Элла Памфилова готова к дискуссии о «грязных офшорах»
Председатель Центризбиркома (ЦИК) Элла Памфилова готова ответить в суде за свои слова о директоре «Совхоза имени Ленина» Павле Грудинине, хотя и считает его заявление «предвыборным трепом». Так она отреагировала во вторник на слова бизнесмена, исключенного из думского списка КПРФ за владение иностранными активами, который ранее в тот же день пообещал подать в суд на главу ЦИКа, обвинившую господина Грудинина в выведении миллиардов рублей в «грязные офшоры».
«Пока идет кампания, они (коммунисты.— “Ъ”) эту тему будут муссировать. Мы уже это проходили в 2018 году, тогда тоже они грозились подать на ЦИК в суд. Вот прошло три года. И где этот иск?» — приводит слова госпожи Памфиловой Telegram-канал Центризбиркома. По мнению главы комиссии, на этот раз тоже «не будет никакого иска» и «до ЕСПЧ они не дойдут». Но если жалоба в суд все же будет подана, то она будет этому «бесконечно рада», подчеркнула Элла Памфилова: «Готова даже потратить свое личное время, чтобы походить в суд, чтобы в конце концов развенчать этого колхозника-капиталиста, чтобы в конце концов суд поставил все точки над i: что у него есть, куда он вывозил налоги, чтобы не платить родному государству, как он с женой делил свои миллиарды и так далее. Любой вариант меня устраивает».
Позже в разговоре с ТАСС глава ЦИКа уточнила, что пока господин Грудинин числился кандидатом в Госдуму от КПРФ, комиссия воздерживалась от каких-либо комментариев по этому поводу, «несмотря на обвинения ряда представителей партии». Но теперь, когда Павел Грудинин уже не кандидат и судебное решение вступило в силу, можно и прокомментировать ситуацию, пояснила госпожа Памфилова: «Я готова отстаивать свою позицию в суде, в том числе готова поучаствовать в полемике о том, какие офшоры являются "чистыми", а какие "грязными", какой смысл переводить туда свои активы».