– В VI созыве гордумы вы были как депутат от партии «Яблоко», а сейчас идете на выборы как независимый депутат. Почему?
– Будет с чем сравнивать. Хочу сказать, что независимому от партии политику и проще, и сложнее. Он отвечает только за себя и не несет ответственности за то, что делают или говорят партийные лидеры. Кроме того, российская партийная система сформирована таким образом, что роль региональных и муниципальных отделений слишком мала. Избраться в одномандатном округе от оппозиционной партии в Перми в этом цикле практически невозможно. Кандидаты стесняются упоминать связь с любой партией. Вариант с самовыдвижением требует больших усилий на старте (необходимо собрать подписи) и не исключает в последующем разного рода коалиций с тем же «Яблоком», если оно проведет своих кандидатов по партийным спискам.
Решение выдвинуться по территориальному принципу было сложным. Горожане видят в одномандатниках тех, кто поможет с установкой детской площадки во дворе или ремонтом внутриквартального проезда за счет так называемых «депутатских фондов» развития микрорайонов. В шестом созыве Пермской городской думы как депутат, избранный по партийным спискам от партии «Яблоко», больше взаимодействовала с представителями городских сообществ и групп, которые уже самоорганизовались вокруг определенной повестки, представляла людей не по территориальному принципу, а в логике совпадения системы ценностей.
Сейчас, в ходе предвыборной кампании, вижу город и район совсем по-другому. Ленинский район – огромный, и здесь очень сложно сформировать общую для всех повестку. Есть микрорайоны многоквартирных домов с высокой плотностью и территории индивидуальной жилой застройки, такие как Средняя Курья. Задачи стоят совсем разные. Если жителям многоэтажек, например, остро не хватает контейнерных площадок для сбора ТБО, то в микрорайонах ИЖС против установки контейнеров и добиваются кругового сбора.
– Почему именно округ номер 11?
– Живу здесь почти всю сознательную жизнь, ходила здесь в школу, училась на комплексе политеха. Вдохновляюсь наследием и историей города, здесь жили и живут четыре поколения моей семьи. Прадед и прабабушка поженились и поселились по адресу: ул. Сибирская, 1, в 1903 году. Сейчас на этом месте стоит дом поздней постройки.
– А как вы сами видите роль депутата городского представительного органа?
– Роль депутата – через представительство дать голос тем, кого не слышат, и обязательно найти технику решения проблем. Разъяснять, информировать, делать максимально публичными все процедуры принятия решений. Муниципальный депутат – самый близкий и доступный для людей.
Но обеспечить доступность очень мешает гигантский размер городских округов – один депутат от 35 тыс. избирателей. И еще предубеждения, которые сформировались, недоверие. Низкая явка на выборах – результат такого недоверия. Оно связано с тем, что люди мало информированы о формах и механизмах реализации депутатами своих полномочий. Возникает непонимание, какими средствами добиться результата.
Например, я чаще обращаюсь в прокуратуру, чем к главе города. Иногда важнее получить правовую оценку, чем политическое решение. Цель – закрепить изменения в нормативных актах, сделать так, чтобы они стали необратимыми.
Приведу пример. В 2018 году я пыталась внести в городские правила благоустройства «зеленые» поправки. Их отклонили. Глава города написал отрицательное мнение, был против введения понятия «долина малой реки» вместо «овраги и пустоши». Сейчас город проектирует «Зеленое кольцо» в долинах, а на уровне региональной власти принимают региональный закон об охране зеленых насаждений. Всем очевидно, что городские нормы должны быть скорректированы с учетом природоохранной повестки, но три года мы потеряли. В городской думе еще долго не будет «зеленого» большинства, поэтому каждый шаг на пути к защите городской природы – это результат на вес золота, и очень важна последовательность и энергия тех, кто смог избраться под этими знаменами.
– Вы сказали, что надо делать максимально публичными все процедуры. Но ведь любые обсуждения удлиняют путь к реализации решений. Что публичность даст жителям?
– Так уж сложилась общая политическая ситуация и в городе, да и в стране, что основная роль оппозиционного политика – делать максимально публичным то, что публичным не является. За счет открытости вовлекать людей в самоуправление, проблематизировать и предлагать изменения. В Перми, например, многие, если не все, проекты благоустройства парков, скверов, набережной, эспланады получают серьезную критику со стороны горожан. Моя концепция в том, чтобы сделать обязательными публичные слушания по любым проектам благоустройства. Идея расширения общественного участия заложена в самой федеральной программе «Формирование комфортной городской среды», но в Перми такие механизмы пока не работают.
Некоторые активисты считают это бессмысленным, потому что публичные слушания фактически не являются инструментом влияния со стороны городских сообществ на решения думы или главы города. Предложения легко отклоняются, часто без оснований. Но это как минимум расширяет круг обсуждения. Если горожане не информированы заранее, они оказываются перед фактом принятых решений. И потом оспаривать их, доказывать незаконность или отсутствие учета мнения жителей намного сложнее, чем сделать это на этапе проектирования.
Вспомним липовую аллею на Комсомольском проспекте: экологи вмешалась уже после начала сноса, и в каком-то смысле было уже поздно. Система устроена так, что если разыгран конкурс на выполнение работ, изменить что-то почти невозможно. А ведь первый этап всех работ – составление технического задания для проектировщика, и уже тут нужны общественные консультации.
Движение «Липам жить» выявило еще несколько проблем – оказалось, что проекты благоустройства не проходят по регламенту контроль в городском управлении экологии. Проектировщики «не видят» деревья, плохо осведомлены о современных практиках благоустройства без вреда для городской природы. Это серьезный дефект в системе городского управления, и нужно срочно менять приоритеты.
– Насколько осложняет вашу работу то, что вы находитесь в думском меньшинстве?
– Это абсолютно нормально для оппозиционного политика. Приходится держать оборону по многим вопросам, голосовать «против», когда все голосуют «за», агитировать против принятия проектов, задавать неудобные вопросы. Шестой созыв – первый созыв, который избирался по смешанному принципу. Можно сказать, что впервые на уровне местного самоуправления появилась линия противостояния по границе политических убеждений. С учетом того, что я избиралась при поддержке партии «Яблоко» и организовала фракцию этой партии, то именно с учетом ее программы и строила свою работу.
Вообще мне кажется, что те, кто в меньшинстве, больше мотивированы на достижение результата. Если ты одна представляешь 19 тыс. горожан, которые проголосовали за список партии, то приходится включаться во всю повестку, не делать исключений, присутствовать на всех заседаниях всех думских органов. Эти пять лет дали большой опыт действий в одиночку. Тяжело, но интересно. Спасибо моим союзникам, помощникам и консультантам. Именно они подкидывали в эту топку знания, энергию и свою экспертизу. За моей спиной была очень сильная команда. Объективно деятельность в качестве муниципального депутата стала для меня основной, хотя формально я работала на неосвобожденной основе.
Помню, как я расстроилась, когда думское большинство проголосовало за увеличение срока ответа на депутатское обращение. Срок с десяти дней увеличили до тридцати. Это решение совершенно неоправданно с учетом ограничений по направлению депутатского запроса (депутатским запросом считается только тот запрос, который утвержден большинством на заседании думы), механизм которого практически не применяется.
Всегда боролась против голосования по вопросам повестки без обсуждения на заседании думы. Был случай, когда мне самой не дали выступить как автору проекта. Вместе с фракцией КПРФ мы вносили поправки к регламенту, которые могли бы сделать думу более открытой. Вода камень точит – в итоге регламент думы в конце этого созыва стал более «дружелюбным» к оппозиции.
– Какие факторы по вашему мнению, влияют на состав городской думы?
– Дума – это зеркало общества. Сами горожане избирают такой состав думы, а если они решают не участвовать в выборах, то тем самым отдают право формировать представительный орган тем, кто пришел голосовать. Сейчас депутат от одномандатного округа может быть избран четырьмя или пятью тысячами проголосовавших за него при явке около 30 процентов.
Если по округу несколько созывов избирается один и тот же депутат, то, значит, за него голосует один и тот же избиратель. Такая ситуация сложилась потому, что жители пока не осознают до конца силу и возможности самоуправления. Они не включены в те процессы, которые в итоге приводят в электоральный цикл новых политиков, обладающих поддержкой, популярностью и ресурсами. Политика по-прежнему считается грязным делом, а участие в ней объясняется исключительно желанием получить преимущества для своего бизнеса.
Очень много мифов, но ситуация меняется. Впервые в этом созыве обсуждался вопрос о конфликте интересов, и несколько решений были приняты при публичном отказе от голосования тех депутатов, которые были заинтересованы в их принятии. Остро стоит вопрос о независимости от исполнительной власти депутатов, совмещающих полномочия с руководством муниципальными учреждениями. Это означает, что внимание к тому, что происходит в городской политике, растет, и горожане предъявляют новые требования к ее прозрачности. Город меняем мы.
– Городской бюджет всегда был в фокусе вашего внимания. Есть ли в нем ответы на вопрос, почему многие городские проблемы не решаются десятилетиями?
– Сейчас бюджет города, при его объеме в 44 млрд, является дефицитным и размер дефицита намного больше объявленного. Мы недофинансируем почти все отрасли городского хозяйства. Мой любимый пример – бюджетные ассигнования на содержание ливневой канализации составляют лишь 29% от необходимого по нормативу. Результат можно увидеть на улицах города после сильного дождя.
Сравним Пермь и города-конкуренты – бюджетная обеспеченность на одного жителя у нас выше. Почему же мы отстаем от конкурентов по качеству городской среды? Плотность населения в Перми 1300 человек на один квадратный километр, а в Екатеринбурге – 3190 человек. Рост концентрации населения на ограниченной территории, собственно, и является основным преимуществом города. Компактное размещение позволяет эффективно расходовать общественные финансы, снижает издержки бизнеса.
Вызов сегодняшнего дня уже не в том, как эффективнее использовать бюджетные средства, а в поиске идей для городской стратегии развития с учетом низкой плотности населения. Иначе отток людей не остановить.
– Еще один фокус вашей работы – «зеленая повестка» и необходимое в связи с ней изменение правил благоустройства. Какие проблемы здесь есть?
– Сейчас скажу не очень популярное. Никакие правила благоустройства не будут действовать, пока сами горожане не считают обязательным их соблюдать – если они паркуют автомобили на газонах, не убирают за своими собаками. Нас так много, что обеспечить исполнение правил через принуждения и штрафы будет стоить слишком дорого.
Почему так ярко обсуждается «зеленая» повестка? Потому что все больше горожан понимают связь качества жизни и состояния городской природы. Это необходимость. В этом смысле пока городские правила благоустройства на этот запрос не отвечают. Как депутат, я пытаюсь отменить обязательность скашивания травы, например, хотя бы на частных территориях. Можем пройтись по городу и оценить результат обязательного скашивания – выгоревшие участки и пыль. У нас запрещено иметь высокотравные газоны, в городских парках безжалостно убирают листву, которая является защитой и удобрением для деревьев. Разрешено складировать снег с реагентами на газоны. Но при этом так и не решен вопрос с формированием правил по организации в городе отвода и очистки поверхностных стоков, и они загрязняют малые реки и Каму. Вопрос организации ливневой канализации публично не обсуждается, несмотря на ежегодные представления природоохранной прокуратуры.
– Ваш округ расположен в Ленинском районе. В чем его специфика?
– Всегда считалось, что жить в центре города – преимущество. Хорошие школы, доступность театров и музеев, лучшие городские парки, большие зеленые дворы. Но ситуация изменилась: прием в школы организован через имущественные барьеры, дворы превращаются в парковки, сокращается площадь озелененных территорий, ухудшается качество воздуха, растет звуковое загрязнение. Жизнь в историческом центре накладывает дополнительные ограничения, связанные с охраной объектов культурного наследия – на фасадах нельзя размещать блоки кондиционеров, демонтируют остекление балконов.
Разговаривая с жителями района, поняла, что очень многие уехали отсюда и сдают квартиры в аренду. Если рассматривать недвижимость в центре как инвестиции, то в логике владельцев ее цена не должна снижаться. Поэтому здесь так важно найти баланс между интересами владельцев коммерческой недвижимости, застройщиками, жителями и политикой органов местного самоуправления.
Микрорайоны отличаются друг от друга как небо от земли. Нельзя предлагать одинаковые решения для жителей Разгуляя и Слудской горки. Город – это всегда сложные решения. Без диалога конфликтные ситуации будут нарастать.
Горячей точкой сейчас стал участок по ул. Екатерининской, 72. Муниципалитет продлил разрешение на строительство 12-этажного офисного здания. Кроме того, что строительство высотки повлияет на восприятие объектов культурного наследия, в этом районе ожидается ухудшение транспортной ситуации. Здесь острая нехватка парковок и высокое загрязнение воздуха от автотранспорта. В этом случае городская администрация встала на сторону коммерческих интересов и не учла мнение людей, которые здесь живут.
Или другая ситуация – жители Камской долины ждут ответов на вопросы о возможном строительстве моста через Каму. Такие градостроительные решения невозможны без изъятия земельных участков, и они хотели бы ответственно планировать свое будущее.
– Для чего вы приняли решение оставаться в городской политике?
– Присутствие в городской политике не определяется исключительно наличием депутатского мандата. Мы знаем примеры гражданских активистов, которые не выдвигают свои кандидатуры. Я решила переизбираться, потому что это и есть моя ответственность. Не могу отказаться от представительства тех людей и сообществ, которых представляла в прошлом созыве.
Сложившаяся система органов местного самоуправления, распределения между ними полномочий делает громче и влиятельнее голос избранного независимого политика. Всегда выступала за прямые выборы мэра, который сейчас фактически единолично управляет городом – у него есть право наложить вето на любое решение думы. Если мэр не избран горожанами, то он фактически не принимал на себя публичных обязательств перед ними и управляет всеми городскими ресурсами без опоры, которую мог получить в ходе агитации за себя. В этом смысле избранный депутат имеет больше твердой земли под ногами. Город меняем мы – этот лозунг для всех, кто хочет присоединиться к активному участию в местном самоуправлении, в том числе через участие в голосовании.
Оплачено из средств избирательного фонда кандидата в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 11, Агишевой Надежды Владимировны