Платная медицина готовит счет
Из-за высокой нагрузки государственные медицинские учреждения не успевают оказывать плановые услуги, коммерческий сектор взял эту роль на себя.
Рынок коммерческой медицины в Сибири набирает обороты: по расчетам Businesstat, к концу 2021 года он вырастет на 18–20% к уровню 2020-го. Сейчас этот сегмент активно развивается, его главный драйвер — отложенный за время пандемии спрос. Из-за высокой нагрузки государственные медицинские учреждения не успевают оказывать плановые услуги. Коммерческий сектор взял эту роль на себя, выполняя и реабилитацию переболевших ковидом пациентов.
В первом полугодии 2021-го оборот коммерческой медицины в Сибирском федеральном округе прирос на 16% по сравнению с показателями аналогичного периода прошлого года. К концу года рынок достигнет объема в 67 млрд руб., что все еще почти на 4% ниже показателей докризисного 2019-го, прогнозируют в консалтинговой компании «Деловой профиль».
По данным Businesstat, в 2020 году объем отрасли составил 46,8 млрд руб., что на 8% меньше в сравнении с 2019-м. «В 2020 году клиентопоток большинства сибирских частных клиник сократился более чем на 20%, а выручка упала на 40–50% из-за пандемии»,— говорит руководитель практики управленческого консалтинга компании «Деловой профиль» Олег Пахомов.
Пациенты перестали посещать платных врачей в прошлом году из-за опасения заражения коронавирусом, откладывая «несрочные» приемы (консультации, профилактические посещения врачей, плановые процедуры и операции). Причиной послужили и ограничения властей. «В частности, стоматологии были вынуждены приостановить деятельность, поскольку имели право оказывать только неотложную помощь. При этом все клиники были обязаны обеспечивать соблюдение социальной дистанции, поэтому в некоторых случаях ограничивалось время работы, сокращалось число врачей, одновременно ведущих прием в одном здании»,— указывают в Businesstat.
Снижение доходов, случившееся из-за «нерабочих оплачиваемых дней» и самоизоляции, также привело к спаду посещений, добавляет господин Пахомов. Впрочем, отложенный спрос на медицинские услуги, реализованный после ослабления карантинных ограничений и на фоне снижения доступности плановой медпомощи в государственных учреждениях, удержал коммерческий сектор от большего падения в 2020-м. «В прошлом году активно закрывалась плановая медицинская помощь в государственных больницах, и пациенты были вынуждены искать другие способы получить медицинскую помощь — и даже те, кто раньше не обращался к платной медицине, стали посещать частные клиники»,— комментирует член Национальной ассоциации негосударственных медицинских организаций (НАНМО), председатель совета директоров ГК «Эксперт» Елена Латышева.
По словам учредителя компании по продаже медицинского оборудования «Медмарт» Евдокии Любимовой, еще одна причина, по которой коммерческий сектор медицины растет, заключается в тотальном недоверии населения к государственному сектору. «Люди все больше хотят получать не просто лечение, но и сервис, который пока далек от идеала даже во многих частных медцентрах, а в государственных управленцам просто некогда этим заниматься, даже если хочется»,— считает спикер. По данным «Общероссийского национального фронта» (ОНФ), общее число потребителей платных медицинских услуг в России в первом полугодии 2021-го возросло до 50%.
Где необходимость, там и возможность
В 2021 году рост числа платных медицинских приемов поддерживается не только за счет отложенного спроса, но и за счет вакцинации от коронавируса. Несмотря на бесплатность вакцинации, некоторые потребители обращаются в частные клиники, чтобы сделать прививку конкретным препаратом в удобное время, говорят эксперты Businesstat. «В прошлом году существенную долю в доходах платных клиник формировала диагностика коронавируса, но с начала текущего года частные клиники Сибири активно влились в программу вакцинации населения. Несмотря на то, что сама вакцина предоставляется бесплатно, пациенты оплачивают дополнительные медицинские услуги: анализ, консультацию у терапевта, иногда платным является и само введение вакцины»,— подтверждает Олег Пахомов.
Растет количество обращений, связанных либо с диагностикой COVID-19, либо с постковидной реабилитацией, указывают в НАНМО. «Это самая растущая потребность, которая проявилась в 2021 году. Также увеличился спрос на лабораторную диагностику, КТ-диагностику, услуги пульмонолога и терапевта. Эти сегменты выросли и продолжают расти»,— добавляет Елена Латышева.
Положительную динамику также демонстрируют стоматологические услуги, которые за прошлый пандемийный год снизились в меньшей степени, несмотря на локдаун.
По данным агрегатора Сберздоровье, в Сибири в первом полугодии 2021-го на 80% выросло число записей к платным врачам. Увеличилось и количество телемедицинских консультаций в округе — за прошедшие полгода в четыре-пять раз.
Здоровым быть заплатишь
Несмотря на активное восстановление, коммерческий сектор рынка медицинских услуг в Сибири далек от насыщения. По данным «Делового профиля», жители округа обеспечены частными медицинскими учреждениями почти в два раза меньше, чем москвичи. «За исключением жителей Новосибирской области, которая по уровню доступности частной медицины входит в десятку регионов-лидеров по объему платных медицинских услуг, оказываемых населению»,— подчеркивает Олег Пахомов. По оценке Businesstat, доля Новосибирска от общего оборота рынка в округе превышает 20%.
В то же время число частных клиник в Сибирском федеральном округе более чем в 6,5 раза выше количества государственных медицинских учреждений. «Но даже при таком соотношении доля частных медицинских услуг в регионе не превышает 35%»,— говорит господин Пахомов.
Почти 45–48% рынка платных медицинских услуг в округе занимают стоматологические услуги, в то же время рынок медицинской диагностики, на который до ковидной пандемии приходилось около 30%, сегодня формирует почти 35% рынка, потеснив при этом «классические» медицинские услуги, в том числе профилактические посещения врачей, плановые процедуры и операции.
Лидерами коммерческого медицинского рынка Сибирского федерального округа (по размеру выручки всех клиник сети в округе), по данным Businesstat, являются ГК «РЖД-медицина» (23 клиники в Сибири, самая крупная ЧУЗ КБ «РЖД-медицина» в Новосибирске), ГК «Мать и дитя» (семь клиник в Сибири, самая крупная АО «Медицинский центр „Авиценна“»), ООО «Инвитро-Сибирь», ООО «Гранд-медика» и АНО «Клиника травматологии, ортопедии и нейрохирургии НИИТО».
Как отмечают аналитики, сегодня на рынке наблюдается тенденция к укрупнению. «Безусловно, если ты сетевая клиника или одиночная большая (от 20 кабинетов), доля постоянных затрат в чеке сильно ниже, больше скидки на расходный материал, проще привлечь и удержать квалифицированные кадры. Сильнее всего это прослеживается в сфере аптек и стоматологий. Например, окупить стоматологию на одно-два кресла почти невозможно, более устойчивая бизнес-модель — четыре-пять кресел или сеть. Конечно, мироклиники (до пяти кабинетов) не вымрут совсем, но с каждым годом им все сложнее конкурировать с гигантами. С аптеками аналогично: хорошие цены на лекарства можно получить только при больших объемах закупки (сеть от пяти точек)»,— говорит Евдокия Любимова.
Если цель клиники — трудоустройство врача, то двух-пяти кабинетов достаточно, если цель — окупить бизнес за три-пять лет, то необходим минимальный формат 15–20 кабинетов или узкий профиль на пять-шесть кабинетов с инновационными аппаратами и методиками, добавляет госпожа Любимова. Минимальный бюджет на открытие клиники для регионов Сибири — 20 млн руб., для городов-миллионников — от 30 млн руб.
Взять в будущее
Во втором полугодии эксперты ожидают роста спроса на медицинские услуги. Драйвером выступит третья волна пандемии. В числе ограничивающих рынок факторов аналитики называют отсутствие кадров. «Если не будет усилена система образования, то это будет сдерживать темпы роста рынка. Уже сейчас норма, что один врач работает в двух-трех местах. Да и зарплаты в Москве сильно выше, что подрывает качество здравоохранениях в регионах и стимулирует отток кадров оттуда»,— подчеркивает Евдокия Любимова.
В то же время сокращение доходов потребителей не сдержит развития отрасли, так как медицина относится к услугам первой необходимости, и потребители будут в большей мере ограничивать потребление менее значимых товаров и услуг, уверены в Businesstat.