Работа для робота
В России все больше внимания уделяется информационным технологиям и роботизации. Власти переходят к цифровой модели государства через стратегию развития информационного общества в России до 2030 года. Не остался в стороне и бизнес, который все больше заинтересован в оптимизации затрат. «ИТ» выяснил, каких роботов выбирают в Башкирии, и как они могут помочь компаниям.
«Стратегия развития информационного общества в России на 2017-2030 годы» была утверждена президентом России Владимиром Путиным еще в 2016 году. В новой редакции документа упор сделан на применение информационных и коммуникационных технологий.
Отдельное внимание в стратегии уделено объектам критической информационной инфраструктуры, куда относятся информационные, телекоммуникационные и автоматизированные системы управления технологическими процессами, которые используют в различных отраслях промышленности, транспорта, обороны, связи, финансов и энергетики. Для поддержки этой сферы отдельно была создана нацпрограмма «Цифровая экономика».
Сейчас рынок RPA (Robotic process automation,— интеллектуальной обработки данных и роботизации процессов. — прим. «ИТ») признан самым быстрорастущим в ИТ-сфере. Темпы роста в России оцениваются в среднем в 30-50% в год, по данным исследовательской компании Grand View Research. Опрос аналитиков Gartner показал, что в конце 2020 года 24% российских организаций увеличили инвестиции в «умные» цифровые решения, 42% — оставили их в прежнем объеме.
«Использование роботов обходится предприятию дешевле, чем использование ручного труда. Например, можно значительно сократить расходы на электроэнергию, поскольку роботы могут работать в слабо отопленных помещениях. Согласно расчетам, снижение температуры на 1°C позволяет снизить расходы на электроэнергию на 8%. Кроме того, экономию можно увеличить до 20%, убрав излишнее освещение на роботизированных участках. Роботы могут работать продленную смену, всю ночь, в выходные, требуя при этом минимум контроля. Это позволяет перейти на круглосуточное производство, увеличить выпуск продукции, ускорить выпуск новых продуктов. Роботы являются экономически эффективной альтернативой ручному труду. Инвестиции в роботизацию окупают себя быстрее, чем инвестиции в персонал. Роботы могут быть запрограммированы на производство продукции точно в срок, что позволит избежать накопления товарно-материальных запасов или незавершенного производства», — объяснила тенденцию профессор департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве России Гульнара Ручкина.
Расти, робот, большой и малый
В Башкирии власти намерены создать особую экономическую зону (ОЭЗ.— прим. «ИТ») технико-внедренческого типа, основным направлением работы которой будет развитие робототехники. В феврале текущего года премьер-министр правительства Башкирии Андрей Назаров во время переговоров в Санкт-Петербурге с руководством компании «Геоскан» достиг предварительной договоренности в том, что производитель беспилотников разместит свой завод в Уфе в рамках новой ОЭЗ для производства дронов и аэротакси. Вопрос создания второй особой экономической зоны в регионе (в настоящий момент в республике действует ОЭЗ «АЛГА».— прим. «ИТ») сейчас прорабатывается в правительстве.
Наибольший охват роботизация в Башкирии получила в агропроме и промышленности — в республике уже функционируют автоматизированные молочные фермы и производство роботизированных комплексов для автомоек. Технологии проникают в предприятия ТЭК, где весомую роль занимают системы на базе машинного зрения и Big Data (инструменты и способы обработки большого количества информации.— прим. «ИТ»). Сбытовые компании и розничный бизнес опираются на технологии, связанные с роботизацией голосовых коммуникаций с гражданами.
Сегодня в республике действует одна роботизированная ферма. Власти республики предоставляют также субсидии в размере 50% на покупку роботов для молочных ферм и планируют до конца года запустить вторую. В 2020 году башкирское предприятие «Салаватстекло» запустило автоматизированную линию производства зеркал — полотно на конвейер кладет робот загрузки. В Стерлитамаке завершился первый этап реализации проекта по производству станков с числовым программным управлением и роботизированными комплексами.
«Башкирия — довольно развитая в промышленном отношении республика, поэтому и роботы используются широко. Причем, чем более технологичное производство, тем больше там робототехники. Насколько я знаю, одним из промышленных и технологических флагманов является Кумертауское авиационное производственное предприятие, изготавливающее вертолеты, в том числе, для ВМФ России. Обычно на таких заводах огромное количество различных промышленных роботов», — считает генеральный директор международной технологической компании «Интис.Телеком» Андрей Инсаров.
Что касается предпринимателей Башкирии, то игроки рынка заявляют, что чаще всего выбирают роботов под рутинные бизнес-процессы, аргументируя решение тем, что внедрение таких технологий позволяет увеличивать эффективность работы персонала, а также снизить затраты и риски бизнеса, повышает качество услуг и управляемость ими.
Директор компании по защите конфиденциальной информации «ИТ Энигма Уфа» Александр Оводов рассказал, что в регионе бизнесмены чаще всего используют чат-боты, голосовые боты, голосовых помощников, роботов, встроенных в информационные системы. Реже, по его мнению, встречаются программные роботы, которые автоматически выполняют функции по заранее заданному сценарию — переносе данных из одной системы в другую, сбор и формирование отчетности, составление сводов, сбор информации с интернет-порталов и другие повторяющиеся алгоритмичные действия.
«Тенденции — больше роботов, использование самообучения и искусственного интеллекта в них, встраивание функций роботов в прикладное ПО (программное обеспечение. — прим. „ИТ“)», — рассказал он.
Представители телекоммуникационного провайдера «Уфанет» в качестве примера внедрения роботов привели обзвон по базе клиентов, контроль температуры тела на входе в помещение, пропуск транспортных средств. «Такие решения позволяют также и сэкономить — когда мы подключаем услуги у нового абонента, наши сервисные инженеры пользуются программным комплексом, который позволяет экономить время на заключение договора с физическим лицом. Данные паспорта клиента распознаются в доли секунды и сразу же подставляются автоматически в договор. Результат применения — ежемесячно экономим до 500 ч. рабочего времени сотрудников клиентских служб, в денежном выражении это до 200 тыс. руб.»,— рассказали в пресс-службе компании.
Дорог робот к бизнес-процессу
Несмотря на то, что роботизация способна облегчить жизнь бизнесу и сэкономить деньги, существуют также и трудности, с которыми сталкиваются компании в процессе внедрения роботов. Эксперты аудиторской компании Delloite после проведенного в 2020 году исследования пришли к выводу, что барьеры по внедрению проектов по роботизации возникают из-за недостаточной экспертизы рынка, отсутствия понимания сфер применения технологии. Среди прочих факторов также указано экономическое обоснование роботизации, трудности при согласовании с руководством процесса внедрения и длительная продолжительность внедрения.
«Часто на начальном этапе внедрения RPA компании недооценивают важность качественного анализа бизнес-процессов, не готовы тратить время на его документацию и рассматривать возможность внесения изменений выполнения привычных действий в рассматриваемом процессе под возможности, которые дает технология»,— пришли к выводу эксперты.
Александр Оводов дополнил, что трудностью может стать необходимость защиты роботов от несанкционированного изменения их алгоритма и кода. «Это может произойти из-за компьютерной атаки или сбоя и нанести большой вред репутации компании или нарушить работу бизнес-процессов на срок исправления. Как правило, исправления в алгоритме работы сделать оперативно проблематично, так как программисты часто не документируют свой код, и на разбор, как работает робот, может уйти несколько дней»,— считает он.