Афганистан ожидает лидера

Кто может стать первым лицом страны

Правительство Афганистана может возглавить радикальный исламист, а противостояние талибов и армии сопротивления затянуться на годы. “Ъ FM” обсудил с экспертами, как будет развиваться ситуация в регионе. 1 сентября член комиссии по культуре запрещенной в России организации «Талибан» Анамулла Самангани заявил, что премьер-министром страны «без всяких сомнений» станет Хайбатулла Ахундзада. Это лидер группировки, известный своей жесткостью. При этом последние дни талибы отмечали, что будут делать ставку на мирное урегулирование конфликтов, хотя 1 сентября появлялись сообщения о возобновлении столкновений в мятежной провинции Панджшер. Стороны заявляют о своих военных успехах, при этом все еще рассчитывают, что конфликт решится миром. Тему продолжит Владислав Викторов.

Фото: Afghan Islamic Press via AP, File / AP

Вся риторика последних дней представителей запрещенного в России «Талибана» строится на том, что за 20 лет, которые длилось военное присутствие США в Афганистане, группировка сильно изменилась.

Теперь они готовы считаться с мировым сообществом и даже намерены заручиться его поддержкой. Более того, они обещают пересмотреть свои радикальные взгляды на то, как следует обращаться с женщинами, и даже отказаться от преследования своих врагов.

Однако то, что новое правительство может возглавить лидер талибов Хайбатулла Ахундзада, совершенно не вписывается в эту риторику, говорит политолог-востоковед Елена Супонина: «Хайбатулла Ахундзада в рядах талибов человек известный. Во времена советского присутствия он воевал против советских войск.

Еще он известен как сторонник очень жесткого выполнения норм шариата. Они понимают это жестче, чем многие другие мусульмане.

Талибы точно не сильно продвинутся к так называемой демократии. Хотя некоторые говорят, что этому лидеру не хватает харизмы».

Настолько же противоречивые сообщения приходят и из мятежной провинции Панджшер. Регион называют последним оплотом сопротивления талибам. Там закрепился Национальный фронт сопротивления во главе с Ахмадом Масудом. Талибы говорили, что будут за столом переговоров решать этот конфликт, но 1 сентября дискуссия не увенчалась успехом. К вечеру террористы заявили, что захватили шесть блокпостов мятежников, а фронт сопротивления — о том, что успешно отбил нападения талибов и даже убил 300 из них.

Какая именно складывается ситуация в провинции, сказать сложно из-за перебоев со связью, но положение и правда напряженное, говорит корреспондент телеканала «Аль-Джазира» Чарльз Стрэдфорд: «Последние дни талибы активно перебрасывают своих боевиков в Панджшер. Сейчас можно точно сказать, что они окружили долину с четырех сторон. Постоянно приходят сообщения о столкновениях между талибами и бойцами сопротивления. Говорят, что жертвы есть с обеих сторон, но проверить это пока невозможно.

Ситуация здесь может обостриться в любой момент, если переговоры так ни к чему и не приведут.

Тем не менее и талибы, и бойцы сопротивления официально говорят, что не хотят воевать».

Несмотря на заявления талибов о желании мирно решать этот конфликт, они одновременно грозят бойцам сопротивления настоящей войной. И с учетом того, что террористы заполучили большое количество американской военной техники, они и правда могут неоднократно проводить показательные наступления.

В итоге конфликт затянется, предполагает старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников: «Талибы хотят успеть до наступления осенне-зимних холодов. Традиционно все военные действия в Афганистане были очень сезонные. В регионе бывает достаточно суровая зима — там же все-таки горные районы. А весной начиналось наступление. Если талибам не удастся договориться с Масудом, наверное, все это перенесется уже ближе к весне. У талибов, может быть, и больше сил, чем у Масуда, но местность очень сложная, гористая, и там можно укрываться достаточно долго».

На этом фоне вице-президент Афганистана Амрулла Салех, который поддерживает сопротивление, предрекает талибам «гнев и восстание народа». Он уверен, что, помимо Панджшера, вскоре против новой власти выступят и другие регионы. Собеседники “Ъ FM” этого не исключают, хотя добавляют, что гораздо опаснее для них не афганцы, а другие радикальные исламисты, например, запрещенное в России «Исламское государство», которое считает талибов своими врагами из-за контактов с США.

Фотогалерея

Афганистан под талибами

Смотреть

Вся лента