Перуанская орхидея инков
Звери с Ольгой Волковой
Перуанская орхидея инков, в сущности, никакая не «инков». Потому что в те времена, когда зародилась эта древнейшая аборигенная порода американского континента, великих инков еще и в помине не было. Судя по всему, эти орхидеи жили здесь уже в III веке до нашей эры, что подтверждается их портретами на горшках соответствующего возраста. Да и в могилах той (и многих последующих) эпохи то и дело попадаются мумифицированные собачки. Печальную традицию подкладывать собаку под бок к дорогому усопшему застали еще конкистадоры, отметившие местный обычай выращивать голых и обязательно черных собак специально для похоронных обрядов.
И, как вы понимаете, в могилу любимого родственника кого попало не положат. Если уж закапывать собаку, то непременно священную — и инки объявили орхидей именно такими. А это значит, что этих собак стало нельзя есть — что уже неплохо, потому что раньше, в доимперские времена, их ели и ни о чем таком не думали. Но как это можно, если священные собаки умеют сопровождать мертвых в их непростом путешествии на тот свет? Ну а пока люди живы, орхидеи могли улучшать их здоровье: особенно успешно они справлялись с астмой и желудочными недомоганиями, такая вот у них была специализация. Причем чтобы поправить дела желудочные, достаточно было покрепче собаку обнять. Не знаю, как насчет желудка, но согреться холодными андскими ночами эта собака, конечно, помогала — она ведь очень теплая, потому что голая.
В промежутках между решением желудочных проблем и пышными похоронами многие перуанские орхидеи либо, разряженные в пух и прах, принимали участие в религиозных церемониях, либо исполняли функции борзой: тех, кто покрупней и пошерстистей, индейцы брали с собой на охоту.
Да, среди них бывают и вполне шерстяные экземпляры, это нормально для голых собак, у которых в помете обычно около трети щенков оказываются до некоторой степени волосатыми. При этом они официально все равно считаются как бы голыми, потому что ген бесшерстности у них есть. И эти вот шерстистые экземпляры просто необходимы для развития породы, потому что женить двух совершенно голых собак не всегда хорошо, чему есть какие-то мутные, но неотменяемые генетические причины.
Что до размеров, то орхидея инков имеет право на три варианта: малый (25–40 см в холке, вес около 4–8 кг), средний (рост — 41–50 см, вес — 8–12 кг) и большой (51–65 см и 12–30 кг). То есть большая перуанская орхидея инков — она и правда довольно большая, с такой и поохотиться можно.
Ну а малая — она самая редкая. Впрочем, остальные орхидейные варианты тоже не то чтоб косяками ходили — эта порода до сих пор чрезвычайно экзотична. Хорошо хоть, она перестала быть исчезающей. А ведь была: после того как испанцы разделались с империей инков, священные собаки тоже принялись вымирать. Но делали они это постепенно, поэтому малая их толика сумела дотянуть до прошлого века. А тут и патриотически настроенные энтузиасты подтянулись и принялись спасать остатки прежней роскоши. Ну а в 1960-х порода проникла в США, и тут уж ею занялись всерьез. Словом, в 1981 году дела у орхидей шли настолько неплохо, что они получили официальное признание, еще через 20 лет они были назначены национальным достоянием Перу. И теперь потихоньку распространяются по обитаемой вселенной, так что любой желающий может обзавестись личной орхидеей (всего тысяч так за 60–80 руб. и, конечно, не сразу: порода редкая, щенков надо поискать и подождать).
Что до названия породы, то имен у нее много. Самое официальное и скучное — «перуанская голая собака». Впрочем, «перуанская орхидея инков» — это тоже вполне официально. А вот в различных углах бывшей империи инков эту породу называют так, как привыкли,— где-то «виринго», где-то «калато», где-то «айко», где-то «какйя». Звучит экзотично, но, боюсь, что в переводе все это означает всего-то «голая собака» на разных племенных языках. А еще эту собаку называют лунной и даже луноцветом. Это из-за одной очень странной породной особенности: перуанские орхидеи имеют склонность к ночному образу жизни! Как-то это не очень по-собачьи, и тем не менее: днем большинство представителей этой породы ведут себя довольно вяло. А вот к вечеру оживают и всем своим поведением изображают готовность тусить всю ночь до утра. Словом, общаться и тем более учить их собачьим премудростям стоит именно вечером, когда у этой нетипичной собаки голова варит лучше всего, да и настроение самое расчудесное.
Ну а солнце эта южная собака не любит. Видимо, понимает, как оно для нее опасно: голая кожа быстро обгорает, так что если орхидею приходится выводить на улицу летним днем, придется намазать ее солнцезащитным кремом (разумеется, к волосатым экземплярам это не относится). Впрочем, мороз она тоже не любит — но это как раз понятно!
На ощупь гладкая, эластичная кожа орхидеи напоминает человеческую — эта собака, говорят, даже умеет потеть не хуже нас с вами (а это значит, что ей нет необходимости охлаждаться путем высовывания языка, вот она его и не высовывает). И повредить ее незащищенную шкурку так же легко, так что этот нежный лунный цветок надо беречь от травм и царапин, как человеческого младенца.
Голые собаки инков, которым привалило родиться не голыми, покрыты не очень серьезной шерстью — короткой, не слишком густой, плотно прилегающей к телу, без подшерстка и ни в коем случае не кудрявой. Ну а собаки голые-голые на самом деле тоже не всегда так уж бесповоротно лысы: у них часто есть жесткая челочка на голове, пучки волос на лапах и кисточка на кончике хвоста. Контурами тела орхидеи больше всего напоминают маленького оленя — сходство усугубляется еще и довольно высокими, похожими на рога ушами, если собака соизволит их настороженно поднять.
Формы у орхидеи скульптурные, особенно хороша очень длинная стройная шея, всем бы нам такую! Сразу видно: наш луноцвет — не хрупкий цветочек, а вполне сильное, быстрое, энергичное, крепкое и здоровое существо, обладающее всеми атрибутами настоящей собаки. Ну, кроме шерсти, конечно. И кроме зубов — с этим все как-то не сложилось. То есть зубов у нее либо куда меньше положенного, либо вообще нет и никогда не было. Причем это настолько для этих собак нормально, что ни в коей мере не считается пороком — так, породная особенность, характерная только для голых вариаций этой породы (у орхидей шерстяных с зубами все более или менее традиционно).
А как же, спросите вы про беззубых, они едят? Очень хорошо едят. Правда, кости погрызть у них вряд ли получится, равно как и сухим кормом похрустеть, но в остальном никаких проблем с их кормежкой замечено не было.
К тому же, если у кого нет зубов, он вряд ли станет кусаться. А нежная орхидея кусаться, возможно, захотела бы — если бы вдруг ее стали трогать всякие посторонние люди. Очень уж она этого не любит! Но при отсутствии страшных зубов приходится ей демонстрировать свою нелюбовь одним лишь выражением лица — у нее прекрасно получаются всякие унылые и мрачные рожи. Конечно, она — собака-компаньон. Но ведь не для всех же подряд! Милым другом она согласна быть только для своих, с домашними она нежна и старается все время держаться где-нибудь рядом. Ну а все остальные пошли вон. Причем лучше бы куда подальше: орхидеи — собаки территориальные и свою недвижимость стерегут как зеницу ока. То есть они еще и отменные, бдительные караульщики.
Что до окрасов, то тут допустима масса вариантов. Однотонные или с крапинками, черные, серые, белые, желтые, голубоватые, коричневые, орхидеи хороши во всех своих проявлениях. В последнее время стало модно, чтобы собаки были одноцветными, без особых, характерных для этой породы пятен… Но как же без пятен-крапинок, необыкновенных розовых или белых отметин? Ведь этих собак назвали орхидеями именно из-за таких вот особых пятнышек.
За исключением сложностей с зубами в остальном здоровье у этих перуанцев вполне пристойное, а их жизненный срок — лет 15, что тоже вполне традиционно. Никаких из ряда вон выходящих хлопот эта собака не требует — за исключением ухода за кожей. Часто мыть ее вредно, тем более с шампунем: эта порода особенно чувствительна ко всякой химии. Зато перуанку то и дело придется чем-то умащивать — то кремом от солнца, то чем-нибудь увлажняющим: кожа орхидей, особенно на ушах, имеет склонность к высыханию.
Этих да и других голых собак очень рекомендуют заводить аллергикам — но это зря, аллергены они все равно выделяют. А вот людям, помешанным на чистоте жилища, голая перуанская орхидея очень даже подойдет, поскольку за неимением шерсти она не линяет да и не и пахнет псиной. Сгодится она и хозяевам с ленцой — хоть орхидея и имеет борзое прошлое, в длительных активных прогулках она не нуждается. Так, повеселится немного под вечер, и хватит с нее. Учится она достаточно быстро, потому что умная и неленивая, слушается не так чтобы беспрекословно, но в рамках допустимого. Ласковая, но в меру — то есть пообниматься с ней можно, но расшибаться в лепешку, лишь бы завладеть вниманием хозяина, эта собака не намерена. В общем, перуанская орхидея инков имеет все задатки для того, чтобы в ее компании было приятно проводить время — она буквально излучает спокойное дружелюбие.
А еще она излучает тепло, что очень пригодится нам долгими зимними вечерами.
И слюни она не пускает.