Самокаты докатились
Сервис Whoosh пожаловался в Генпрокуратуру на полицию Томска
Компания «Вуш» (Whoosh) обратилась к генеральному прокурору РФ Игорю Краснову с жалобой на полицию Томска, которая в конце августа арестовала 189 электросамокатов сервиса — почти половину парка компании в городе. Сейчас работа сервиса в Томске приостановлена. Ущерб в результате действий правоохранителей Whoosh оценивает в 2,5 млн руб., взыскать которые планирует с МВД региона. В полиции свои действия объяснили жалобами томичей на бесхозное имущество на улицах и неготовностью города к массовому использованию электросамокатов из-за отсутствия подходящей инфраструктуры.
Развивающая сервис аренды электросамокатов компания «Вуш» пожаловалась в Генпрокуратуру РФ на действия сотрудников полиции Томска. По данным компании, почти половина ее парка самокатов в городе в конце августа была арестована правоохранителями. Всего сервис располагает в Томске 450 самокатами, следует из обращения к генпрокурору (копия есть в распоряжении „Ъ-Сибирь“). В «Вуш» уточнили, что случаи эвакуации самокатов происходили в Томске и раньше — по 3–5 самокатов в день, однако в середине августа были арестованы сразу 33 самоката (позднее были возращены компании), а 24 августа — еще 189. В Whoosh считают действия силовиков незаконными. «Во время изъятия полицейские не объясняли причину и не предоставляли никаких документов. Позднее представители полиции сообщили, что изъятие электросамокатов производится по анонимному заявлению граждан о нахождении на улицах бесхозного имущества. Нам эти заявления продемонстрированы не были»,— сказали „Ъ-Сибирь“ в компании, отметив, что самокаты оборудованы наклейками, указывающими, что оборудование принадлежит ООО «Вуш».
Компания приостановила работу в Томске «в связи с невозможностью оставшимся парком самокатов обеспечивать для пользователей реализацию транспортного сценария». Размер ущерба компания оценивает в 2,5 млн руб. Взыскать его она намерена с УМВД Томской области. Whoosh просит Генпрокуратуру вмешаться в ситуацию — «прекратить противоправную деятельность по изъятию электросамокатов и вернуть ранее изъятую технику собственнику».
ГУ МВД по Томской области сообщало, что транспортные средства были изъяты после сообщений «о нахождении на территории города бесхозного имущества». В полиции на запрос „Ъ-Сибирь“ не ответили. В начале недели глава УГИБДД по Томской области Александр Золотарев сообщил журналистам, что в 2021 году было зарегистрировано 15 ДТП с участием самокатов, в результате которых пострадали 10 человек, в том числе несовершеннолетний. При этом основной проблемой, по его словам, является отсутствие в Томске полос для движения самокатов и велосипедов. Говорить о массовом распространении средств индивидуальной мобильности и готовности города к этому пока рано, сказал он: «Этот вопрос прорабатывался с мэрией, он поднимался в прошлом году. Юридическим лицам давались разъяснения, что пока город в целом не готов» (цитата по «РИА Томск»).
В администрации Томска „Ъ-Сибирь“ сообщили, что в мэрию ранее поступали единичные жалобы «о правомерности использования муниципальной земли и пунктов проката самокатов». В то же время в администрации отметили, что работают с Whoosh над заключением соглашения о взаимодействии по аренде средств индивидуальной мобильности: места парковок Whoosh согласовываются, определяется перечень «медленных зон» движения электросамокатов и зон, где передвижение на самокатах будет запрещено. По информации компании, заключить соглашение по организации кикшеринговой деятельности она предлагает мэрии с 17 мая.
По данным индивидуального предпринимателя Станислава Рамзанова (предоставляет услуги по прокату самокатов), в Томске, кроме Whoosh, действует еще около 20 компаний по прокату самокатов: «Все они небольшие. Когда Whoosh зашел в город, к нам приходили правоохранители с проверкой, но таких жестких мер, как арест имущества, не применялось».
Действия томских силовиков выглядят неординарно, считает партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Горбунов. «Арест имущества — процессуальное действие, возможное только в рамках производства по уголовному или административному делу, но если перед тем как арестовать имущество, дело не было возбуждено, то эти действия можно расценивать как незаконные. Основания для ареста — жалобы горожан — также можно поставить под сомнение, если силовики не предприняли своевременных попыток взаимодействия с оператором электротранспорта»,— полагает юрист.
Сервисы проката электросамокатов и ранее не раз вызывали резкую реакцию властей и правоохранителей. В июне Whoosh, Urent и Molnia в Санкт-Петербурге временно убрали свои самокаты из общедоступной аренды. Как сообщал „Ъ“, на сворачивании деятельности операторов настояли правоохранительные органы в связи с резким ростом травматизма на улицах. Ранее сотрудники правоохранительных органов провели обыски в кикшеринговых организациях Санкт-Петербурга «с целью отыскания и изъятия предметов и документов, представляющих интерес для следствия», которые были связаны с возбужденным ранее делом по статье УК РФ об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. В Новосибирске в мае правоохранителями была организована доследственная проверка по факту «бесконтрольного массового предоставления в аренду» электросамокатов на фоне участившихся сообщений о травмировании пешеходов и пользователей средств индивидуальной мобильности.
Россия пока не имеет возможности принять на дорогах и тротуарах еще одного участника дорожного движения — электросамокаты, говорит председатель общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов. По его словам, решить проблему можно, создавая соответствующую инфраструктуру. «Мы предлагаем Минтрансу реализовать в рамках программы БКД подпрограмму по строительству велодорожек для передвижения людей на велосипедах и электросамокатах. Кроме того, города, власти которых считают, что электросамокаты нужны жителям, также должны вкладываться в развитие такой инфраструктуры. Впрочем, велодорожки не подведешь к каждому дому. Поэтому необходимо также определить ответственность для пользователей средств индивидуальной мобильности и определить правовой статус такого вида транспорта. По нашим оценкам, он по всем параметрам относится к источникам повышенной опасности»,— сказал „Ъ-Сибирь“ Владимир Соколов.
Согласно действующим ПДД, пользователи электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности приравнены к пешеходам, если мощность электродвигателя составляет менее 250 Вт, если более — к водителям мопедов.