Дальний Восток требует воздать ему должное
До отдачи от инвестиций регион рассчитывает на бюджетную поддержку
Регионам Дальнего Востока не хватает бюджетных средств для развития социальной инфраструктуры — денег действующих госпрограмм недостаточно для покрытия более высоких издержек макрорегиона, связанных с низкой плотностью населения и большими расстояниями. Бюджетная обеспеченность 10 из 11 регионов ДФО остается ниже среднероссийской, заявил в четверг вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий развитие Дальнего Востока. Преференциальные режимы, запущенные в макрорегионе, позволяют привлекать инвесторов, однако наполнению региональных бюджетов способствуют с отсрочкой.
Первый день открывшегося во Владивостоке Восточного экономического форума был посвящен в основном проблемам развития макрорегиона (от привлечения инвестиций до состояния АПК, энергетики и леспрома) — их обсуждали как на сессиях ВЭФ, так и на вечернем совещании президента Владимира Путина с участием большинства федеральных министров.
Вице-премьер Юрий Трутнев заявил на совещании, что всего с господдержкой в ДВФО реализуется 2604 проекта, из которых построено 417. При этом предоставленные округу преференции уже окупились — поступления от резидентов превысили расходы на 42 млрд руб. Но программы социального развития макрорегиона, рассчитанной на создание инфраструктуры под новые производства, оказалось недостаточно для покрытия всех потребностей регионов.
«Основной причиной, которая сдерживает улучшение качества жизни, является низкая бюджетная обеспеченность регионов — у 10 из 11 регионов она ниже среднероссийской, у четырех — ниже минимальной», — заявил Юрий Трутнев, попросив обеспечить поэтапный вывод регионов ДВФО на уровень не ниже среднероссийского.
«Инвестрежимы способствуют наполнению бюджетов, но имеют отсроченный эффект — это видно во многих субъектах ДФО, к примеру, на Чукотке такие изменения произойдут после запуска Баимского ГОКа, но люди хотят хорошо жить сегодня, а не к 2030 году»,— пояснил “Ъ” свою позицию Юрий Трутнев. Для стимулирования интереса инвесторов, в свою очередь, предлагается расширить применение льгот — в режиме Свободного порта Владивосток (СПВ) минимальный объем инвестиций может быть снижен с 5 млн до 500 тыс. руб.
Глава Минфина Антон Силуанов, выступая на совещании, отметил, что Дальний Восток использовал не все возможности бюджета — в частности, расширения нацпрограммы развития Дальнего Востока на 100 млрд руб. за три года, а также программ бюджетных кредитов на инфраструктуру на 500 млрд руб. в 2022–2023 годах (из них макрорегион пока может претендовать лишь на 30,7 млрд руб.). Заметим, по оценке компании InfraOne, поддержание дальневосточной инфраструктуры требует не менее 230 млрд руб. бюджетных вложений (сейчас — 151,4 млрд руб.).
Под инвестпроекты также требуется строительство инфраструктуры (коммуникаций и дорог, для Баимского ГОКа это 85 млрд руб.). Глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что подобные проекты планируется реализовывать в формате дальневосточной концессии — инвесторы будут строить инфраструктуру, а государство расплатится с ними за 10–20 лет, уже получая доходы от работающих предприятий (сейчас готовится постановление правительства). Глава Якутии Айсен Николаев, в свою очередь, посетовал, что от строительства моста через Лену требуют более высоких коэффициентов софинансирования частными инвесторами, чем по проектам в Московской области.
Сами инвесторы, выступая на форуме, также отметили важность не только дальневосточных льгот, но и гарантированного возврата вложений в инфраструктуру. Так, глава компании «Технониколь» Сергей Колесников предположил, что расходы до 30% от проекта компании могут покрывать самостоятельно, если будет понятный механизм их компенсации из бюджета. Председатель РСПП Александр Шохин, в свою очередь, заметил, что в механизме СЗПК уже заложено возмещение расходов на инфраструктуру, но сохраняются неясности в том, кто может пользоваться такими объектами (а сам инструмент пока не пользуется популярностью на Дальнем Востоке).
Медицина и авиация в ручном режиме
Отдельно на совещании у президента вчера обсуждались вопросы субсидирования авиаперевозок — здесь Владимир Путин предложил создать систему автоматического субсидирования (финансирование будет увеличено сразу по нескольким госпрограммам) и упростить требования к малым аэропортам. Обсуждался и вопрос доступа к медицине — губернатор Магаданской области посетовал, что из-за расстояний расходы на здравоохранение оказываются существенно выше, и регионы вынуждены покрывать издержки «в ручном режиме».