Равнение на центр
Регионы утвердили стратегии цифровой трансформации до 2024 года
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил об утверждении регионами стратегий цифровой трансформации. Документы связаны с цифровыми федеральными стратегиями отраслей российской экономики и социальной сферы. В результате будут обеспечены единые подходы в отраслях и регионах для достижения «цифровой зрелости», рассчитывают в Белом доме. Эксперты отмечают, что процесс проращивания центром «цифровых корней» в регионы порождает серьезные вызовы, включая избыточную унификацию и недостаточное финансирование региональных проектов.
Как сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко, вслед за утверждением в конце июня 13 стратегий цифровой трансформации отраслей экономики аналогичные документы разработали и утвердили все российские регионы. Для регионов обязательными были цифровизация госуправления, образования и науки, здравоохранения, транспорта, развития городской среды и соцсферы. Цифровизация регионов — часть общей работы центра по приведению системы госуправления в состояние «цифровой зрелости».
«Теперь у нас есть провязанные между собой федеральные стратегии и стратегии в субъектах, их реализация позволит нам достичь показателей национальной цели "Цифровая трансформация"»,— пояснил вчера господин Чернышенко.
По его словам, в региональных стратегиях — более 4,6 тыс. проектов федерального и регионального уровня (в среднем по десять отраслей на субъект РФ) с описанием бенефициаров и выгод, целей, сроков, источников средств и роли региона в реализации каждого мероприятия. «По данным координатора — Минцифры — большинство регионов отработали задачу без замечаний»,— сообщили “Ъ” в аппарате вице-премьера.
Руководитель направления «Цифровое развитие» ЦСР Александр Малахов считает переход цифровизации из IT-сферы в отраслевую благом. В результате «в большинстве субъектов РФ были сформированы региональные межведомственные команды, которые смогут сообща формировать основу для трансформации госуправления», соглашается руководитель направления «Консалтинг» Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР) Сергей Коротких. Однако, по словам господина Малахова, нынешние стратегии нельзя назвать идеальными. «Работа с регионами велась в очень высоком темпе. По-настоящему активность стала нарастать лишь после совещания весной у Дмитрия Чернышенко. Без этого административного воздействия многие субъекты к задаче даже не приступали»,— говорит он.
В результате такого «интенсива» регионы в первую очередь ориентируются на федеральные инициативы без анализа своего положения.
Это порождает серьезные риски — разобщенности цифровых решений разных органов власти, игнорирования актуальных проблем субъектов РФ, неэффективности «типовых» мероприятий на конкретных территориях. Кроме того, «разработанные проекты нужно детализировать в ближайшей перспективе и привязать к бюджетному процессу. Некоторые из них не имеют достаточного финансового обеспечения»,— добавляет руководитель проектов направления «Консалтинг» ЦПУР Николай Середа. Еще одна проблема — в том, что отраслевые стратегии одобрены, но дорабатываются,— а значит, регионам также придется доработать свои стратегии почти сразу после их утверждения, отмечает Александр Малахов.
Отметим, что цифровизация госуправления декларирует целью повышение качества и эффективности оказания госуслуг и проактивную поддержку населения государством, рост эффективности предприятий и производительности труда и снижение издержек бизнеса. Однако у этого процесса есть и оборотная сторона: роль регионов как проводников политики федерального центра неизбежно будет размываться, как и ее финансовое обеспечение; впрочем, аналогичные процессы в политической сфере — как, например, реформа муниципального самоуправления — продемонстрировали (см. “Ъ” от 8 декабря 2020 года), что в большинстве случаев территории расстаются с самостоятельностью и без роста эффективности управления.