А ну-ка отниму
Диана Галиева о подготовке нового передела сельхозземель
Порой ведомственные инициативы, даже вполне рабочие, заставляют задуматься о реальных причинах их разработки, а то и заподозрить авторов в поправках ради поправок. Такой на первый взгляд выглядит очередная попытка Минсельхоза решить проблему заброшенных сельхозземель. В поправках к закону об обороте сельхозземель, министерство предложило признавать их заброшенными в течение трех лет постфактум — по признакам, которые еще предстоит разработать. При этом регистрационные действия в отношении участков до устранения нарушений запрещены, если земля не будет приведена в порядок, она должна быть продана на торгах, а в отсутствие покупателей — выкуплена региональными властями.
С точки зрения ведомства, когда собственники участков не пользуются ими по назначению, земля становится все менее пригодной для земледелия, а вовлекать ее в оборот снова сложно и дорого — например, если там уже вырос лес. Рабочего инструмента изымать землю в пользу государства так и не появилось — процедура сейчас затянута из-за необходимости Россельхознадзора подтверждать нарушения в течение трех лет, а также из-за возможности собственников продавать участки: после смены владельца следует новый цикл подтверждения нецелевого использования. Как сказано в пояснительной записке, из более чем 25 тыс. предписаний Россельхознадзора об устранении нарушений исполнены 11 тыс., а срок изъятия угодий растягивается до шести лет. Вовлечения же земель в оборот требует госпрограмма: с 2022 по 2031 год — более 13 млн га.
Однако необходимость этой работы не вполне очевидна: по данным рейтинга крупнейших владельцев сельхозземли в РФ от BEFL, агрохолдинги и без того расширяют земельные активы и спрос — цены заметно выросли. Зачем тогда принуждать собственников тратить ресурсы на поддержание нормативного состояния участков, которые все равно не способны обеспечить рентабельность сельхозпроизводства, непонятно.
Впрочем, идея Минсельхоза по упрощению процесса изъятий выглядит рабочей на фоне льгот для аграриев, а также планов правительства по запуску в 2022 году реестра земель сельхозназначения. Упрощение изъятия действительно может подтолкнуть владельцев рентабельных, но неиспользуемых земель к продаже или сдаче их в аренду профильным инвесторам — и снизить затраты последних. Нерентабельные же участки земли повиснут на балансе государства — притом что большая часть неиспользуемых угодий уже в госсобственности, это вряд ли поможет «вовлечению их в оборот», в отличие, например, от упрощения порядка перевода их в другие категории. Но об этом в проекте Минсельхоза ничего не сказано.