Горит, горит огонь ущербом новым
Последствия лесных пожаров посчитают по-современному, по-научному
Масштаб финансового ущерба от лесных пожаров, который ежегодно подсчитывают власти, может стать в разы меньше, опасаются экологи. Они делают такой вывод из анализа новой отраслевой методики, разработанной Минприроды. В Минприроды заявили “Ъ”, что предложенный механизм обеспечит «более полный учет всех компонентов причиненного вреда», и, напротив, прогнозируют увеличение сумм ущерба от пожаров.
На портале regulation.gov.ru завершилось общественное обсуждение проекта методики Минприроды по расчету размера вреда лесам из-за пожаров. Ущерб предлагается вычислять с учетом экономического, экологического и социального вреда территориям от возгораний в зависимости от деления лесов по целевому назначению, категориям защитности, породного состава насаждений, а также вида и интенсивности лесного пожара.
Так, в предложенной чиновниками формуле заложен:
- вред от потерь поврежденной пожарами древесины на корню в средневозрастных, приспевающих, спелых и перестойных насаждениях;
- вред от повреждения лесным пожаром молодняков естественного и искусственного происхождения;
- вред от потери заготовки живицы;
- вред от повреждения недревесных лесных ресурсов. Также следует принимать во внимание функции лесного участка: водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и другие.
Действующая методика оценки вреда лесам (утверждена постановлением правительства РФ от 29 декабря 2018 года №173) не учитывает ряд особенностей, связанных с пожарами, объяснили “Ъ” в Минприроды: «Новая нужна для того, чтобы обеспечить более полный учет всех компонентов причиненного вреда. При этом методика основывается на уже существующих ставках платы». Данные об ущербе требуются для повышения качества управленческих решений в области охраны лесов, отметили в ведомстве.
В последнем отчете Счетной палаты говорится об отсутствии в России прозрачной методики расчета ущерба, причиненного лесными пожарами. Аудиторы предполагали, что это может привести «к произвольному предоставлению регионами ежегодных отчетных данных по итогам реализации федерального проекта». Отметим, нацпроект «Экология» предполагает, что ущерб от лесных пожаров за семь лет сократится в 2,6 раза — с 32,3 млрд руб. в 2018 году до 12,5 млрд руб. в 2024 году.
«Предложенная методика лучше действующей, когда рассчитывается только сгоревшая древесина по минимальным ставкам,— заявил “Ъ” Константин Кобяков из "WWF России".—
Новая учитывает больше факторов, но оценка каждого из них сильно занижается. Хоть и сейчас ущерб далек от реальности, но по новой методике суммы станут еще ниже».
В «Гринписе России» добавляют, что предлагают учитывать лишь деревья на землях лесного фонда. При этом остаются в стороне природоохранные территории, земли промышленности, населенных пунктов, обороны и сельскохозяйственного назначения. На территории последних, по оценкам экологов, растет около 10% всех лесов в России.
Методика не учитывает и ущерб, нанесенный животному миру и среде его обитания, указывает эксперт «Гринписа России» Михаил Крейндлин. Он обращает внимание, что в проекте разделены понятия «вред» от пожаров и «потери». К последним отнесены стоимость лесовосстановительных работ, затраты на очистку территории и тушение пожара, а также стоимость сгоревших зданий, машин и другого имущества. «Вред или ущерб от лесных пожаров — один из показателей нацпроекта "Экология" и один из факторов оценки эффективности исполнения регионами переданных лесных полномочий,— объясняет господин Крейндлин.— А вот за потери в результате лесного пожара в явном виде не отвечает никто. Поэтому если основные негативные последствия от пожара назвать "потерями", а не "вредом", это позволит даже при самых катастрофических пожарах радикально снизить ущерб». Эксперт напоминает, что когда региональные власти принимают решение об отказе от тушения лесных пожаров в так называемых зонах контроля (примерно 45% всех российских лесов), они ориентируются именно на прогнозируемый вред. «Чем ниже оказывается прогнозируемый ущерб, тем более обоснованным выглядит отказ от тушения»,— указывает Михаил Крейндлин.
Руководитель Центра лесной пирологии (Красноярский филиал ФБУ ВНИИЛМ) Роман Котельников с позицией представителей «Гринписа» и WWF не согласен. По его мнению, из методики следует, что затраты на тушение, расчистку и лесовосстановительные работы включаются в расчет ущерба от пожаров. «Вред от лесных пожаров теперь будет учитываться полнее, а не только в рамках стоимости сгоревшей древесины, как сейчас,— считает господин Котельников.— Суммы, которые выделяются регионам на тушение пожаров, с появлением новых указаний точно меньше не станут».
“Ъ” решил узнать мнение об инициативе Минприроды у властей регионов, которые обычно лидируют по площадям лесных пожаров. «Вопрос назрел уже давно,— говорит главный специалист отдела охраны и защиты лесов министерства лесного хозяйства Красноярского края Михаил Беликов.— В настоящий момент единой методики для всех случаев лесных пожаров нет, ущерб рассчитывается разными способами в зависимости от ситуации. Из-за этого комплексные достоверные сведения о вреде от лесных пожаров отсутствуют».
Применение нового механизма определения вреда лесам не приведет к тому, что регионам будет выделяться меньше денег на тушение лесных пожаров, также считает господин Беликов.
Он считает напрасным и опасение, что исчисляемый ущерб от лесных пожаров станет меньше. Министр лесного комплекса Иркутской области Владимир Читоркин отказался обсуждать тему. В Якутии также не предоставили комментариев на эту тему.
С претензиями экологов не согласны и в Минприроды: «Методические указания основываются на действующих ставках платы за единицу лесных ресурсов, поэтому радикальных изменений размеров рассчитанного ущерба не ожидается, но определенное увеличение за счет расширения перечня учитываемых компонентов прогнозируется». Для того чтобы распространить действие методики на все леса, требуется изменение Лесного кодекса или отдельный федеральный закон, добавили в ведомстве: «Это вопрос будущего. Но для преобладающей части лесов достаточно подобного приказа».