У Европы есть вопросы к миру
Президент UEFA критикует идею проведения мировых чемпионатов раз в два года
Президент Европейского союза футбольных ассоциаций (UEFA) Александр Чеферин выступил с довольно жесткой критикой намерения Международной федерации футбола (FIFA) проводить чемпионат мира раз не в четыре, а в два года. Господин Чеферин выразил «серьезную озабоченность» по поводу того, что «FIFA, похоже, уже начала широкую PR-кампанию для продвижения своей идеи» без проведения консультаций с заинтересованными сторонами. Опасения UEFA понятны — реформа чемпионата мира может негативно сказаться на чемпионате Европы и создать трудности с проведением еврокубков. Однако идея проводить мировое первенство вдвое чаще, прорабатываемая руководителем отдела по глобальному развитию футбола FIFA Арсеном Венгером, среди большинства национальных ассоциаций, входящих в FIFA, пользуется поддержкой.
Президент Союза европейских футбольных ассоциаций Александр Чеферин прокомментировал идею проведения чемпионатов мира не раз в четыре, а раз в два года. «UEFA и входящие в него национальные ассоциации испытывают серьезные сомнения и серьезную озабоченность относительно планов FIFA,— говорится в письме главы UEFA руководителю Организации футбольных болельщиков Европы (FSE) Ронану Ивейну.— Учитывая сильнейшее влияние, которое такая реформа способна оказать на всю структуру футбольной индустрии, у многих вызывает изумление то, что FIFA, похоже, запускает широкую PR-кампанию для продвижения своего проекта, несмотря на то что предложения по реформам не были представлены конфедерациям, национальным федерациям, лигам, клубам, игрокам, тренерам и всему футбольному сообществу».
Началом PR-кампании в UEFA вполне могли счесть опубликованное в конце прошлой недели изданием L’Equipe интервью руководителя отдела по глобальному развитию футбола FIFA, знаменитого французского тренера Арсена Венгера, который и курирует проработку реформы. Она была предложена на майском конгрессе FIFA Федерацией футбола Саудовской Аравии и была воспринята благосклонно. За то, чтобы проработать детальные варианты реформы, проголосовали 166 из 209 делегатов. Против были только 22.
В интервью L’Equipe Арсен Венгер отметил, что нынешняя система турниров с участием национальных сборных себя изживает. В качестве примера он привел первенство Европы, участие в котором принимают 24 сборные из 55 национальных федераций. То есть более или менее приличным командам нужно еще постараться, чтобы на турнир не попасть. А это, по мнению Арсена Венгера, ведет к тому, что и отборочные матчи, и товарищеские встречи привлекают все меньше внимания. «Людям нужны соревнования с высокими ставками, турниры, им понятные. Именно поэтому реформы назрели»,— уверен господин Венгер. Он отметил также, что речь идет не просто об «удвоении» количества чемпионатов мира. Прорабатывается реформа всего календаря.
Идея в том, чтобы уменьшить количество отборочных игр, сгруппировать их в компактные мини-турниры, а в конце сезона проводить или чемпионаты мира (в четные годы), или первенства конфедераций (в нечетные).
Вместо нынешних десяти игр для каждой сборной в квалификации, по мнению господина Венгера, нужно проводить по шесть. При этом следует уменьшить количество окон в календаре с четырех до двух — в октябре и марте. «Не думаю, что кому-то нравится, что отборочные турниры идут по полтора года. Мы можем уместить их в четыре-пять недель. Я лично вообще склоняюсь к идее оставить только одно, октябрьское окно»,— сказал Арсен Венгер.
Он подчеркнул также, что новшества могут быть благосклонно восприняты клубами. «Когда я работал тренером, для меня было проблемой то, что игроков забирали в сборные по несколько раз в год. В новой системе клубы будут сохранять игроков в своем распоряжении не менее чем семь месяцев подряд. А затем у них будет не менее 25 дней на отдых перед новым сезоном,— считает господин Венгер.— Я сам всю жизнь прожил в традиционном, четырехлетнем, формате турниров, но нужно признать, что времена меняются, общество требует больше важных матчей. Ведь даже недавний чемпионат Европы уже воспринимается как давняя история. В любом случае до 2028 года ничего не изменится. Так что у нас есть целых семь лет, чтобы все спокойно обдумать».
Арсен Венгер не упомянул еще об одном важнейшем факторе, толкающем FIFA к реформам,— деньгах.
В отличие от UEFA, который за счет Лиги чемпионов привлекает миллиарды евро (в 2020 году и на фоне пандемии доходы UEFA превысили €3 млрд, а в предыдущие годы стремились к €4 млрд) даже в годы, когда первенство континента не проводится, FIFA является заложницей одного турнира. Первенство 2018 года в России принесло FIFA около $4,8 млрд, а, например, в 2020 году доход составил только $266,5 млн. Из них $159 млн принесло лицензирование видеоигр. Трудно сказать, обернется ли проведение первенства мира вдвое чаще именно пропорциональным ростом доходов, но на рост поступлений в FIFA наверняка рассчитывают. При этом большая часть доходов головной федерации распределяется между национальными федерациями. Отсюда, видимо, и столь широкая поддержка реформ на конгрессе FIFA.
Не стал Арсен Венгер говорить и о минусах проекта. Например, о том, что будет непросто втиснуть в новый календарь еще и квалификационные турниры континентальных чемпионатов, о том, что чемпионаты мира придется проводить в один год с летними Олимпиадами, ну а главное, о том, что высок риск девальвации как чемпионата мира, так и региональных первенств. В первую очередь имеется в виду чемпионат Европы. Проект не учитывает и финансовые интересы UEFA, которому, если реформа будет реализована, придется прерывать еврокубковые турниры по ходу сезона. А ведь в 2024 году Лигу чемпионов ждет реформа, и вместо шести игр на первом этапе ее участники будут проводить по десять. Так что неудивительно, что Александр Чеферин не в восторге от идеи «удвоения» чемпионатов мира.