Последнее пристанище министра-реформатора
История
Бомбы, заложенные черносотенцами в дымовые трубы этого особняка в 1907 году, не сработали. Может быть, именно поэтому дом 5 на Каменноостровском проспекте сохранил свой облик с начала ХХ века.
До конца XIX столетия на участке будущего особняка были только деревянные постройки. И неудивительно. Петербургская (позже — Петроградская) сторона была тогда дальней окраиной города и соединялась с его центральной частью наплавным мостом. В 1898 году, когда началось строительство постоянного Троицкого моста через Неву, очередной владелец участка потомственный почетный гражданин Конрад Штремберг (в некоторых источниках — Штемберг) построил здесь каменный трехэтажный дом. По некоторым данным, Штремберг владел не только этой недвижимостью — во всяком случае, он был опытным домовладельцем и заказал проект здания архитектору Эрнесту Вирриху. К тому времени у архитектора была только одна самостоятельная работа — Успенский собор в Омске. Зато у него был немалый опыт в технических работах, а также в руководстве строительством в качестве ассистента именитых зодчих — Шауба и Сюзора. И яркое профессиональное будущее, как оказалось впоследствии.
Эрнест Францевич (Эрнест-Фридрих) Виррих родился в Одессе 20 мая 1860 года. Его родители — немцы-лютеране — принадлежали к мещанскому сословию и дали сыну хорошее домашнее образование. В 1878 году он приехал в Петербург и поступил в Императорскую академию художеств. Проучившись пять лет на живописном отделении и получив несколько медалей за свои работы, он тем не менее решил, что это не его, и перешел на архитектурное отделение. (Через много лет, уже не в России, именно мастерство рисовальщика пригодится ему как никакое другое.) Окончил академию только в 1890 году, но уже в студенческие годы активно занимался архитектурной деятельностью. Интересно, что в том же 1898 году, когда был построен особняк на Каменноостровском, Виррих приступил к проектированию, а потом и строительству самого значительного своего проекта — ансамбля зданий Императорского Санкт-Петербургского политехнического института, возглавив специально созданную для этого строительную комиссию. За эту работу Виррих получил звание академика архитектуры.
После завершения строительства владелец нового особняка на Каменноостровском Штремберг выставляет его на продажу. Дом выглядел неброско, но элегантно: выполнен в стиле эклектики с элементами классицизма, фасад украшен пилястрами коринфского и тосканского ордера. «Этажи особняка разделены ступенчатым карнизом. Главный вход оформлен сильно выступающим тамбуром, над которым устроен балкон» (www. 2gis.ru). Если бы дом купил безвестный владелец, то, возможно, это в общем-то неприметное здание не стало бы столь памятным. Но его приобретает Мария Ивановна Витте — жена чуть ли не самого знаменитого в Российской империи человека: Сергея Юльевича Витте. Яркий государственный деятель, реформатор, «дедушка русской индустриализации», министр финансов — его знала вся Россия и отношение к нему разных политических сил было далеко не однозначным. В этот дом из квартиры на набережной Мойки он переехал вместе с женой только в 1903 году после отставки с поста министра финансов. Для Витте были сделаны некоторые архитектурно-планировочные корректировки: появились, в частности, дворовые флигели. Интересно, что работами занимался автор изначального проекта — архитектор Виррих. История умалчивает, был ли он лично знаком с Витте, но косвенные факты говорят, что это вполне возможно. Дело в том, что Политехнический институт создавался «в соответствии с поручением министра финансов Российской империи С. Ю. Витте», а Виррих, как известно, был автором архитектурного проекта и возглавлял строительство института. «В "Энциклопедии Санкт-Петербурга" имена основателя Политехникума Сергея Юльевича Витте и его главного строителя Эрнеста Францевича Вирриха стоят рядом,— отмечается в статье к 155-летию архитектора на сайте www.spbstu.ru.— И это не только закономерность алфавитного ряда. Их судьбы объединило большое дело: создание в имперской столице совершенно нового учебного заведения — Политехнического института, который должен был стать альма-матер научно-инженерной элиты России».
В 1904 году, через год после переезда Витте в особняк на Каменноостровском, работы по перестройке были закончены. В этот период Петербургская сторона совершенно преобразилась: уже год, как функционировал постоянный Троицкий мост через Неву — его торжественное открытие приурочили к празднованию двухсотлетия Петербурга. По мосту шло оживленное движение городского транспорта — экипажей и конок, сюда потянулись горожане, строились нарядные особняки и доходные дома в стиле модерн, цены на недвижимость выросли. Особняк Витте первый раз попал в центр внимания общественности накануне Кровавого воскресения, когда сюда пришла делегация во главе с Анненским и Горьким с предложением обратиться к императору, «чтобы государь вышел к рабочим и принял их петицию, иначе произойдут кровопролития». Об этом пишут, в частности, Александр и Максим Андреевы в книге «Эсеры. Борис Савинков против Империи». Второй раз фотографии дома замелькали на страницах петербургской прессы в 1907 году. В январе черносотенцы из организации «Союз русского народа», считавшие Витте врагом России, заложили в дымовые трубы особняка две бомбы. Истопник вместе с сотрудником Витте случайно обнаружили веревки, торчащие из дымоходов, и потянув за них, вытащили свертки с самодельными бомбами. Об этом случае подробно рассказывается на сайте проекта открытыйгород.рф. Адские машины не сработали, а полиция озадачилась вопросом, как террористам удалось пробраться на крышу. Решили, что это возможно с крыши соседнего дома, поэтому кровлю особняка там, где она соприкасалась с соседним домом, обнесли оградой из острых прутьев и колючей проволоки и подключили ее к электрической сигнализации. Вот так тогда охранялись дома государственных деятелей.
Последние фотографии особняка датированы днем похорон Сергея Витте. Он умер в своем доме 28 февраля 1915 года от менингита. На архивном фото, которое легко найти в интернете, запечатлены пышно убранные конные колесницы, факельщики в цилиндрах и ливреях и толпа народа. «На похоронах Витте 2 марта присутствовали все члены Совета министров и Государственного совета, находившиеся в Петрограде, и весь дипломатический корпус»,— пишет историк Элла Сагинадзе в своей статье «Смерть графа Сергея Юльевича Витте: отклики и суждения в российской прессе».
Архитектор Эрнест Виррих осуществил в Петербурге десять своих проектов. Кроме Политехнического института, самыми значительными (и сохранившимися) его работами стали Торговый дом Гвардейского экономического общества (ДЛТ) и огромный жилой комплекс Бассейного кооперативного товарищества, выходящий на улицы Некрасова, Фонтанную и Греческий проспект. В 1920 году Виррих уехал из России к сыну в США. Работал художником в шелковой индустрии. Последние сведения о его жизни датированы 1949 годом. Точная дата смерти неизвестна.
В советское время, по данным www.citywalls.ru, в 1920-е в особняке открылась детская амбулатория, потом НИИ по охране здоровья детей и подростков. В 1935 году сюда перевели детскую музыкальную школу № 2. В доме также работали Дом культуры воспитания школьников, актерская мастерская студии «Ленфильма» (до 1939 года). В 1999 году на фасаде дома установили мемориальную доску: «Здесь с 1899 по 1915 год жил выдающийся деятель России Сергей Юльевич Витте». Сейчас здесь находится детская музыкальная школа им. Андрея Петрова. Особняк Витте является объектом культурного наследия федерального значения.