Льгота как основной стимул цифровизации
Инструменты
Шестой по объему финансирования национальный проект «Цифровая экономика» нацелен на ускоренное внедрение новых технологий в экономике и социальной сфере. По итогам прошлого года Счетная палата внесла его в перечень проектов, которые реализованы на низком уровне. Впрочем, показатели исполнения в Петербурге, согласно данным администрации, превышают целевые значения или опережают сроки. Какие инструменты позволяют этого достичь, разбирался корреспондент Артем Кирсанов.
Критерием успешности регионов в сфере развития цифровизации является уровень цифровой зрелости в общем и в конкретных областях экономики и городского хозяйства
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
К 2030 году общее значение цифровой зрелости в Санкт-Петербурге должно достигнуть 100%
Фото: Коммерсантъ / Александр Коряков
Нацпроект «Цифровая экономика» призван создать условия для высокотехнологичного бизнеса, повысить конкурентоспособность России на глобальном рынке, укрепить национальную безопасность и улучшить качество жизни. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры, один из кураторов проекта), общий объем финансирования проекта составляет 1,6 трлн рублей. В него входят подпрограммы по нормативному регулированию цифровой среды, информационной инфраструктуре, кадрам для цифровой экономики, информационной безопасности, цифровым технологиям и цифровому государственному управлению.
Среди заявленных целей нацпроекта — стопроцентный доступ социально значимых объектов (например, школ, учреждений культуры, объектов МЧС, фельдшерско-акушерских пунктов) к интернету в 2021 году. К 2022 году планируется перевести образовательные учреждения на российские приложения онлайн-коммуникации, а к 2024 году — обеспечить часть учителей планшетами с российской операционной системой. К этому сроку интернет также должен появиться в малочисленных населенных пунктах, в том числе на Камчатке и Чукотке, где намерены проложить волоконно-оптические линии. Через три года десять городов-миллионников в России будут подключены к сети 5G.
Однако, по данным на 1 августа 2021 года, у нацпроектов «Образование» (25,5%) и «Цифровая экономика» (16,7%) самые низкие показатели исполнения расходов бюджета на реализацию программ, говорится в материалах Минфина.
Региональные показатели
В субъектах проекты называют региональными. На их реализацию в Санкт-Петербурге в 2020 году было предусмотрено финансирование в объеме 26,6 млрд рублей, в том числе 6,1 млрд за счет средств федерального бюджета. По состоянию на 01.01.2021 исполнение бюджета по региональным проектам Петербурга составило 26,5 млрд рублей (или 99,5% от общего объема).
В комитете по информатизации и связи Петербурга отмечают успешное подключение к интернету всех медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, образовательных учреждений, органов государственной власти и подведомственных им организаций. Кроме этого, подчеркивают в ведомстве, создана и продолжает развиваться единая мультисервисная телекоммуникационная сеть исполнительных органов государственной власти Петербурга, на базе которой в защищенном и стабильном режиме функционируют все городские сервисы, среди которых популярные у населения региональный портал государственных услуг, портал электронных сервисов системы здравоохранения Санкт-Петербурга, портал «Наш Санкт-Петербург» — всего в городе функционирует 101 государственная информационная система. Наиболее знаковыми можно считать проекты цифровизации и цифровой трансформации в сферах здравоохранения, образования, государственного управления, общественного транспорта, городской среды, отмечают в комитете.
Критерием успешности регионов в сфере развития цифровизации является уровень цифровой зрелости, в общем и в конкретных областях экономики и городского хозяйства. К 2030 году общее значение цифровой зрелости в Санкт-Петербурге должно достигнуть 100%.
Согласно рейтингу «цифровой зрелости» российских регионов (высокое значение — свыше 50%), представленному Минцифры в августе, Петербург, наравне с Москвой, Московской областью, Татарстаном, ХМАО и ЯНАО, входит в лидеры по показателю. Общая оценка проводилась на основе индексов «цифровой зрелости» пяти секторов, которые комитет по информатизации и связи называет наиболее знаковыми. В основу же расчета «цифровой зрелости» заложены три компонента. Первый учитывает численность специалистов, интенсивно использующих информационно-коммуникационные технологии (в соответствии с национальными целями в 2030 году численность таких специалистов в РФ должна достигнуть 10,8 млн человек). Речь идет как об IT-специалистах (разработчики и аналитики софта, мультимедийные дизайнеры), так и о представителях других профессий (финансы, администрирование, маркетинг). Вторая составляющая — расходы организаций на внедрение и использование современных цифровых решений (их целевой объем к 2030 году — 3,4 трлн рублей). Третий показатель характеризует уровень «цифровой зрелости» в зависимости от достижения целевого значения 2030 года в 12 отраслях (для регионов — в пяти отраслях). Речь, в частности, идет о промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, энергетической инфраструктуре, финансовых услугах, здравоохранении, государственном управлении. Эксперты отмечают, что отдельно показатель «цифровой зрелости» не настолько информативен, как достижение с помощью него социально-экономических эффектов.
Преимущества места
Борис Попов, директор по развитию бизнеса российского производителя серверных решений видеоконференцсвязи, считает, что регион стал одним из лидеров по внедрению передовых отечественных цифровых технологий в различных сферах, в том числе за счет повышенного внимания из-за проведения Петербургского международного экономического форума. Он отмечает, что в 2021 году, после отмены форума в 2020 году из-за пандемии, ПМЭФ стал показательным с точки зрения применения российских решений для организации работы самого мероприятия: вся деловая программа в 26 залах проходила с использованием систем видеоконференцсвязи.
Перед регионом стоит задача дальнейшей популяризации российских решений в сочетании с мерами поддержки разработчиков, среди которых налоговые льготы для IT-компаний, гранты для заказчиков за выбор отечественных решений, подчеркивает он. К ноябрю Минцифры планирует разработать проект постановления для госорганов, которое исключит возможность обоснования использования только иностранных решений и обяжет госструктуры обеспечить совместимость их IT-систем с софтом из реестра отечественного ПО, отмечает он.
Согласно данным Росстата, Санкт-Петербург находится на втором месте по количеству работников IT-сферы среди других регионов РФ. Генеральный директор IT-компании Павел Гольдинштейн отмечает, что петербургский IT-кластер занимает существенную долю российского рынка цифровых услуг. В него входят свыше 500 организаций различной специализации: микроэлектроника, космическая промышленность, оптика и фотоника, производство оборудования, информационно-коммуникационные технологии, подчеркивает он. Участниками IT-кластера являются ведущие образовательные учреждения города: государственные университеты, ряд институтов РАН и отраслевые научно-исследовательские институты.
Город регулярно включает IT-отрасль в ряд приоритетных направлений развития экономики, поэтому компании могут рассчитывать на господдержку. Среди преимуществ представительства в Санкт-Петербурге господин Гольдинштейн называет то, что компаниям предоставляются широкие возможности по привлечению инвестиций от крупнейших мировых и российских организаций: в городе предоставляется статус особой экономической зоны, поэтому для компаний-резидентов налог на прибыль составляет 13,5% вместо общероссийских 20%, в федеральный бюджет отчисляется 2%, а не 3% от суммы дохода, в течение пяти лет не взимаются транспортный и земельный налоги, а налог на имущество не начисляется в течение десяти лет. Стоимость аренды и покупки недвижимости для размещения бизнеса в Северной столице заметно ниже, чем в Москве. Данные факторы напрямую влияют на гипотетическую возможность перерегистрации и переезда любой IT-компании в Санкт-Петербург, подчеркивает он. На фоне высокой конкуренции формируется дефицит кадров, работающих в IT-сфере.
Для развития IT-бизнеса Северной столицы следует наладить взаимодействие между промышленными предприятиями, НИИ и учебными заведениями, что поможет улучшить качество образования и облегчит компаниям поиск квалифицированных специалистов, уверен специалист. «С 2015 года спрос на IT-специалистов в Петербурге увеличивается заметно быстрее, чем в среднем по России. При этом наблюдается серьезный дефицит опытных кадров. Необходимость дополнительной подготовки выпускников высших учебных заведений для IT-предприятий остается одной из основных задач для развития кластера»,— делится господин Гольдинштейн.
В Петербурге наблюдаются активные инвестиции в сектора информационной инфраструктуры, информационной безопасности и цифровой экономики в целом, именно облачные сервисы в силу своей платформенности имеют ключевое значение для целей повышения уровня прозрачности и эффективности госуправления и для создания комфортных и удобных приложений для граждан, отмечает директор по развитию облачного провайдера Александр Иванников.
По мнению Никиты Попова, главы экспертного направления консалтинговой компании, для цифровой трансформации — то есть для изменения моделей ведения бизнеса и оказания услуг — решающее значение имеет цифровая готовность жителей. «Цифровая готовность — это не только наличие устройств с быстрым доступом в интернет. Это умение и намерение пользоваться цифровыми решениями в различных жизненных ситуациях. Принято считать, что изменение поведения жителей — прежде всего дело самих жителей и их окружения — друзей и родственников»,— говорит он, называя программы повышения цифровой грамотности полумерами, а позицию ответственных в этом вопросе органов власти реактивной.