Льгота как основной стимул цифровизации

Инструменты

Шестой по объему финансирования национальный проект «Цифровая экономика» нацелен на ускоренное внедрение новых технологий в экономике и социальной сфере. По итогам прошлого года Счетная палата внесла его в перечень проектов, которые реализованы на низком уровне. Впрочем, показатели исполнения в Петербурге, согласно данным администрации, превышают целевые значения или опережают сроки. Какие инструменты позволяют этого достичь, разбирался корреспондент Артем Кирсанов.

Нацпроект «Цифровая экономика» призван создать условия для высокотехнологичного бизнеса, повысить конкурентоспособность России на глобальном рынке, укрепить национальную безопасность и улучшить качество жизни. По данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры, один из кураторов проекта), общий объем финансирования проекта составляет 1,6 трлн рублей. В него входят подпрограммы по нормативному регулированию цифровой среды, информационной инфраструктуре, кадрам для цифровой экономики, информационной безопасности, цифровым технологиям и цифровому государственному управлению.

Среди заявленных целей нацпроекта — стопроцентный доступ социально значимых объектов (например, школ, учреждений культуры, объектов МЧС, фельдшерско-акушерских пунктов) к интернету в 2021 году. К 2022 году планируется перевести образовательные учреждения на российские приложения онлайн-коммуникации, а к 2024 году — обеспечить часть учителей планшетами с российской операционной системой. К этому сроку интернет также должен появиться в малочисленных населенных пунктах, в том числе на Камчатке и Чукотке, где намерены проложить волоконно-оптические линии. Через три года десять городов-миллионников в России будут подключены к сети 5G.

Однако, по данным на 1 августа 2021 года, у нацпроектов «Образование» (25,5%) и «Цифровая экономика» (16,7%) самые низкие показатели исполнения расходов бюджета на реализацию программ, говорится в материалах Минфина.

Региональные показатели

В субъектах проекты называют региональными. На их реализацию в Санкт-Петербурге в 2020 году было предусмотрено финансирование в объеме 26,6 млрд рублей, в том числе 6,1 млрд за счет средств федерального бюджета. По состоянию на 01.01.2021 исполнение бюджета по региональным проектам Петербурга составило 26,5 млрд рублей (или 99,5% от общего объема).

В комитете по информатизации и связи Петербурга отмечают успешное подключение к интернету всех медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения, образовательных учреждений, органов государственной власти и подведомственных им организаций. Кроме этого, подчеркивают в ведомстве, создана и продолжает развиваться единая мультисервисная телекоммуникационная сеть исполнительных органов государственной власти Петербурга, на базе которой в защищенном и стабильном режиме функционируют все городские сервисы, среди которых популярные у населения региональный портал государственных услуг, портал электронных сервисов системы здравоохранения Санкт-Петербурга, портал «Наш Санкт-Петербург» — всего в городе функционирует 101 государственная информационная система. Наиболее знаковыми можно считать проекты цифровизации и цифровой трансформации в сферах здравоохранения, образования, государственного управления, общественного транспорта, городской среды, отмечают в комитете.

Критерием успешности регионов в сфере развития цифровизации является уровень цифровой зрелости, в общем и в конкретных областях экономики и городского хозяйства. К 2030 году общее значение цифровой зрелости в Санкт-Петербурге должно достигнуть 100%.

Согласно рейтингу «цифровой зрелости» российских регионов (высокое значение — свыше 50%), представленному Минцифры в августе, Петербург, наравне с Москвой, Московской областью, Татарстаном, ХМАО и ЯНАО, входит в лидеры по показателю. Общая оценка проводилась на основе индексов «цифровой зрелости» пяти секторов, которые комитет по информатизации и связи называет наиболее знаковыми. В основу же расчета «цифровой зрелости» заложены три компонента. Первый учитывает численность специалистов, интенсивно использующих информационно-коммуникационные технологии (в соответствии с национальными целями в 2030 году численность таких специалистов в РФ должна достигнуть 10,8 млн человек). Речь идет как об IT-специалистах (разработчики и аналитики софта, мультимедийные дизайнеры), так и о представителях других профессий (финансы, администрирование, маркетинг). Вторая составляющая — расходы организаций на внедрение и использование современных цифровых решений (их целевой объем к 2030 году — 3,4 трлн рублей). Третий показатель характеризует уровень «цифровой зрелости» в зависимости от достижения целевого значения 2030 года в 12 отраслях (для регионов — в пяти отраслях). Речь, в частности, идет о промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, энергетической инфраструктуре, финансовых услугах, здравоохранении, государственном управлении. Эксперты отмечают, что отдельно показатель «цифровой зрелости» не настолько информативен, как достижение с помощью него социально-экономических эффектов.

Преимущества места

Борис Попов, директор по развитию бизнеса российского производителя серверных решений видеоконференцсвязи, считает, что регион стал одним из лидеров по внедрению передовых отечественных цифровых технологий в различных сферах, в том числе за счет повышенного внимания из-за проведения Петербургского международного экономического форума. Он отмечает, что в 2021 году, после отмены форума в 2020 году из-за пандемии, ПМЭФ стал показательным с точки зрения применения российских решений для организации работы самого мероприятия: вся деловая программа в 26 залах проходила с использованием систем видеоконференцсвязи.

Перед регионом стоит задача дальнейшей популяризации российских решений в сочетании с мерами поддержки разработчиков, среди которых налоговые льготы для IT-компаний, гранты для заказчиков за выбор отечественных решений, подчеркивает он. К ноябрю Минцифры планирует разработать проект постановления для госорганов, которое исключит возможность обоснования использования только иностранных решений и обяжет госструктуры обеспечить совместимость их IT-систем с софтом из реестра отечественного ПО, отмечает он.

Согласно данным Росстата, Санкт-Петербург находится на втором месте по количеству работников IT-сферы среди других регионов РФ. Генеральный директор IT-компании Павел Гольдинштейн отмечает, что петербургский IT-кластер занимает существенную долю российского рынка цифровых услуг. В него входят свыше 500 организаций различной специализации: микроэлектроника, космическая промышленность, оптика и фотоника, производство оборудования, информационно-коммуникационные технологии, подчеркивает он. Участниками IT-кластера являются ведущие образовательные учреждения города: государственные университеты, ряд институтов РАН и отраслевые научно-исследовательские институты.

Город регулярно включает IT-отрасль в ряд приоритетных направлений развития экономики, поэтому компании могут рассчитывать на господдержку. Среди преимуществ представительства в Санкт-Петербурге господин Гольдинштейн называет то, что компаниям предоставляются широкие возможности по привлечению инвестиций от крупнейших мировых и российских организаций: в городе предоставляется статус особой экономической зоны, поэтому для компаний-резидентов налог на прибыль составляет 13,5% вместо общероссийских 20%, в федеральный бюджет отчисляется 2%, а не 3% от суммы дохода, в течение пяти лет не взимаются транспортный и земельный налоги, а налог на имущество не начисляется в течение десяти лет. Стоимость аренды и покупки недвижимости для размещения бизнеса в Северной столице заметно ниже, чем в Москве. Данные факторы напрямую влияют на гипотетическую возможность перерегистрации и переезда любой IT-компании в Санкт-Петербург, подчеркивает он. На фоне высокой конкуренции формируется дефицит кадров, работающих в IT-сфере.

Для развития IT-бизнеса Северной столицы следует наладить взаимодействие между промышленными предприятиями, НИИ и учебными заведениями, что поможет улучшить качество образования и облегчит компаниям поиск квалифицированных специалистов, уверен специалист. «С 2015 года спрос на IT-специалистов в Петербурге увеличивается заметно быстрее, чем в среднем по России. При этом наблюдается серьезный дефицит опытных кадров. Необходимость дополнительной подготовки выпускников высших учебных заведений для IT-предприятий остается одной из основных задач для развития кластера»,— делится господин Гольдинштейн.

В Петербурге наблюдаются активные инвестиции в сектора информационной инфраструктуры, информационной безопасности и цифровой экономики в целом, именно облачные сервисы в силу своей платформенности имеют ключевое значение для целей повышения уровня прозрачности и эффективности госуправления и для создания комфортных и удобных приложений для граждан, отмечает директор по развитию облачного провайдера Александр Иванников.

По мнению Никиты Попова, главы экспертного направления консалтинговой компании, для цифровой трансформации — то есть для изменения моделей ведения бизнеса и оказания услуг — решающее значение имеет цифровая готовность жителей. «Цифровая готовность — это не только наличие устройств с быстрым доступом в интернет. Это умение и намерение пользоваться цифровыми решениями в различных жизненных ситуациях. Принято считать, что изменение поведения жителей — прежде всего дело самих жителей и их окружения — друзей и родственников»,— говорит он, называя программы повышения цифровой грамотности полумерами, а позицию ответственных в этом вопросе органов власти реактивной.

Вся лента