Навыки цифрового человека
Кадровый потенциал
Значимой составляющей и необходимым условием, обеспечивающим возможность технологического, инновационного развития страны, является подготовка высококвалифицированных кадров для цифровой экономики. Речь идет не только о программах высшего образования, но и о дополнительных курсах для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций. По подсчетам профильных ведомств, в Петербурге в 2020 году насчитывалось около 30 тыс. таких специалистов.
Мероприятия, реализуемые в рамках региональной программы «Кадры для цифровой экономики», направлены на организацию обучения по программам среднего профессионального образования, увеличение числа специалистов, прошедших переобучение по компетенциям цифровой экономики в рамках дополнительного профессионального образования по направлению службы занятости населения Петербурга, обучение государственных и муниципальных служащих и работников подведомственных учреждений компетенциям в сфере цифровой трансформации государственного и муниципального управления, сообщили в комитет по информатизации и связи.
В 2021 году Минцифры совместно с консорциумом по развитию цифровой грамотности, объединившим ряд крупнейших компаний, запустило образовательный ресурс о цифровизации. В качестве еще одного примера можно назвать реализуемые мероприятия по обеспечению для граждан старше 16 лет, имеющих образование не ниже среднего профессионального, возможностей для прохождения обучения IT-профессиям при финансовой поддержке государства (половина стоимости обучения компенсируется), отмечают в ведомстве. Студентам будет предложено освоение навыков программирования, получение знаний в области больших данных, веб-аналитики, разработки мобильных приложений и IT-продуктов.
В 2019–2020 годах проводились мероприятия, направленные на увеличение числа и развитие кадров в области «сквозных» цифровых технологий в Санкт-Петербурге. В Министерство науки и высшего образования направлены предложения по контрольным цифрам приема граждан в федеральные образовательные организации высшего образования, отмечают в комитете.
Всего в 2020 году более 42 тыс. россиян (заявки подали более 100 тыс. человек) обучились цифровым профессиям с льготным финансированием. Большинство из них — жители Татарстана, Нижегородской и Ростовской областей. Среди профессий получателей — руководители и работники предприятий, бухгалтеры, инженеры, экономисты, менеджеры, юристы, библиотекари, воспитатели детского сада, продавцы, врачи, журналисты, архитекторы, IT-специалисты, охранники, предприниматели, повара, водители, кладовщики, медсестры, фармацевты, геологи, геодезисты, токари, сторожи, фотографы, ювелиры, экскурсоводы, химики, агрономы, археологи, бармены, ветеринары, стоматологи, курьеры, переводчики, полицейские, слесари, сисадмины, таможенники, мастера маникюра, балетмейстеры, моряки, сотрудники МЧС и артисты оркестра. Большинство получателей сертификатов планировали развивать уже существующую карьеру или полностью сменить профессию: такую мотивацию указали 39 и 38% обучившихся соответственно, 17% хотели повысить уровень дохода благодаря новым навыкам, 4% — сохранить текущее рабочее место и только менее 1% пришли на курсы для саморазвития и повышения квалификации.
Профиль специалиста
В Минцифры ожидают, что к 2024 году 120 тыс. абитуриентов (в два раза больше по сравнению с 2020 годом) будут приняты на бюджетные места по программам высшего образования в сфере IT, при этом 80 тыс. преподавателей пройдут повышение квалификации.
По заявлению властей Петербурга, программа цифровой переподготовки нацелена не только на выпускников школ. Так, обучение могут пройти безработные, женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также женщины, имеющие детей дошкольного возраста, не состоящие в трудовых отношениях и обратившиеся в органы службы занятости, лица в возрасте 50 лет и старше, лица предпенсионного возраста, работники предприятий, находящиеся под угрозой увольнения, а также работники предприятий, осуществляющих реструктуризацию, модернизацию производства.
Переход к цифровой экономике существенным образом меняет рынок труда: наряду с распространением информационных технологий во всех сферах жизни цифровые навыки становятся критически важными с точки зрения работодателей. Ключевой компетенцией, определяющей конкурентные преимущества компаний будущего, становится аналитика больших данных, отмечают в правительстве РФ. Внедрение цифровых технологий обусловливает значительные изменения потребностей в персонале и требований к специалистам, в том числе снижение спроса на профессии, сокращение жизненного цикла профессий, трансформацию компетентностных профилей некоторых категорий персонала, возникновение новых ролей и профессий, повышение требований к гибкости и адаптивности персонала, повышение требований к soft skills, рост спроса на специалистов, обладающих «цифровой ловкостью».
Вырастет потребность в кадрах по таким перспективным направлениям, как искусственный интеллект, анализ больших данных, робототехника, виртуальная реальность, интернет вещей, прогнозируют власти. По результатам исследований в числе перспективных профессий высокой квалификации, востребованных рынком в условиях цифровизации: архитектор интернета вещей, биоинформатик, дата-журналист, дизайнер виртуальной среды, дизайнер голосовых интерфейсов, дизайнер интерфейсов интернета вещей, инженер по безопасности данных, инженер-оператор робототехники, исследователь данных, IT-юрист, компьютерный лингвист, консультант по робоэтике, разработчик киберпротезов и имплантатов, разработчик нейроинтерфейсов, специалист по цифровой логистике, тканевый инженер для хирургии, цифровой маркетолог и продюсер.
Компетенции будущего
К ключевым навыкам для успешного развития в цифровой экономике относят глубокое понимание своей области, а также знания и опыт в смежных сферах (так называемый T-образный специалист), понимание возможностей и рисков, связанных с применением новых технологий, владение методами проектного управления, владение инструментарием работы с большими данными и инструментами визуализации, понимание основ кибербезопасности, навыки работы с базами данных, системное мышление, эмоциональный интеллект, командную работу, способность к непрерывному обучению, умение решать задачи «под ключ» и адаптивность к работе в условиях неопределенности.
Директор по развитию облачного провайдера Александр Иванников считает, что пока системных изменений в IT-образовании не произошло: программы вузов отстают, по большей части обучая тому, что было вчера. С развитием инфраструктур и платформ, таких как ЦОДы, занятые в обработке массивов информации, которой становится все больше, с построением кластеров высокой доступности и частного облака, растут и требования к персоналу, работающего с цифровой платформой и инфраструктурой, подтверждает он.
Генеральный директор одного из инновационных кластеров Павел Чернышов считает основной проблемой нацпроекта сейчас — недостаточную подготовку преподавателей. «Нужны не теоретики, а нашедшие себя в отрасли практики. Завлечь их в колледжи и провинциальные вузы, не гарантировав достойной оплаты,— трудноисполнимая задача. Реально же кадры для цифровой экономики готовят не университеты и колледжи, а сами отрасли — образовательные центры известных компаний. А школьники и студенты больше получают знаний на онлайн-курсах и в платных центрах дополнительного образования»,— рассказывает он.
По мнению директора ГБНОУ «Академия цифровых технологий» Дмитрия Ковалева, кадры для цифровой экономики нужно готовить со школьной скамьи. «Современные дети родились в эпоху интернета и смартфонов, поэтому учатся они легко и с удовольствием. Также надо отметить, что готовить кадры следует, осознавая, что некоторые профессии скоро исчезнут. Нет никакого смысла тратить время и силы на освоение специальности, которая будет заменена роботами или искусственным интеллектом. Лучше стать тем, кто запрограммирует или обучит этого робота»,— делится он. «Поколение Z будет жить в высокотехнологичном мире. Новым инструментарием должны будут обладать примерно все: не только программисты, но и учителя, врачи, юристы, бухгалтеры. Трансформация рынка труда неизбежна»,— заключает господин Ковалев.