Как новое регулирование ЕС повлияло на рынок
Участники форума отметили, что после объявления планов ЕС важность климатической повестки резко возросла и эти вопросы «попали на стол к акционерам и CEO». Напомним, в Брюсселе рассчитывают не только снизить выхлопы внутри союза, но и ввести механизм, требующий от импортеров также покрывать выбросы при производстве товаров. Пока, однако, существенной части технологий, необходимых для достижения полной углеродной нейтральности не существует, а глобальная доля ВИЭ составляет 8% (в России, по оценке Минэнерго, 40% электроэнергии в РФ вырабатывается за счет безуглеродных источников энергии). В ВЭБ.РФ оценивают, что на пике (это то, что называется «последней милей декарбонизации») издержки на приведение к нейтральности российской экономики могут составлять до 15 трлн руб. в год.
В России должна быть создана система обмена квотами, чтобы средства, которые будут платить российские экспортеры, оставались в РФ, призвал первый вице-президент Газпромбанка Роман Панов. Для финансирования же проектов по снижению выбросов нужно предусмотреть стимулирующие меры — в частности, снижение требований по нормам резервирования.
Бизнесу для сокращения выбросов необходимо и появление отраслевых бенчмарков на страновом уровне, так как иначе каждая компания может считать, что ее процессы выстроены оптимальным образом, отметила заместитель главы по устойчивому развитию ООО «Удоканская медь» Юлия Шабала. Использование энергии из возобновляемых источников могло бы стать одним из основных способов снижения выбросов в металлургии наряду с переходом на электротехнику в карьерах (подобный проект реализуется Восточной горнорудной компанией на Сахалине.— “Ъ”). Однако там, где отсутствует необходимая энергетическая инфраструктура, единственным источником остается уголь.