Пышная абстракция
Dior Rose
Летом этого года Dior Joaillerie представили Dior Rose, самую масштабную в своей истории коллекцию высокого ювелирного искусства, посвященную, как следует из названия, любимому цветку Кристиана Диора. Но не в Париже во время июльской Недели от-кутюр, а в июне, в городе Чэнду китайской провинции Сычуань. Одновременно во Франции открылась выставка «Диор и розы» в Музее Кристиана Диора в Гранвиле. А еще раньше, в марте, креативный директор марки Виктуар де Кастеллан показала коллекцию Rose Dior на ту же флореальную тему. Продлевает сезон роз знаменитого бренда книга «Диор и розы», вышедшая в большинстве стран в сентябре и помогающая понять важность этого неисчерпаемого источника вдохновения для французского модного дома.
Компании Dior, несомненно, есть что сказать о розах. Основатель дома был невероятно увлечен этими цветами: роман с розами проходит красной нитью через всю его жизнь. Диор унаследовал страсть к садоводству от матери: у Мадлен был пышный розовый сад рядом с семейным домом на вилле Les Rhumbs неподалеку от Гранвиля. Розы послужили источником вдохновения для многих творений кутюрье. У месье была привычка называть в их честь платья — Rose France («Французская роза»), Rose de Damas («Дамасская роза») или Rose The («Чайная роза»). Вспоминая ставшие для него судьбоносными послевоенные годы, дизайнер говорил: «Я создаю женщин-цветы, даже женственные цветы с мягкими плечами, цветущим бюстом, талией тонкой, как лиана, и юбками широкими, как венчик».
В честь особых отношений месье Диора с прекраснейшим из цветов в июне компания открыла выставку «Диор и розы» в Музее Кристиана Диора в Гранвилле, которую можно увидеть до 31 октября. Сопроводительный 160-страничный альбом издательства Rizzoli уже доступен в московских книжных. Годом ранее, в 2020-м, вышла «Dior in Bloom», еще одна книга, посвященная главной страсти Кристиана Диора, но с акцентом на парфюмерию. Все это говорит о том, что розы продолжают играть важную роль в жизни французского модного дома и питать его творческие силы. Так, Мария Грация Кьюри, отвечающая за модные женские коллекции Dior, часто оформляет дефиле декорациями в виде сада или использует вышивку с цветочными мотивами в оформлении нарядов. Что же до креативного директора Dior Joaillerie, то Виктуар де Кастеллан посвятила розам весь 2021 год.
Если долго смотреть на один предмет с разных сторон, начинаешь видеть в нем то, что незаметно с первого взгляда. Казалось бы, что можно придумать нового в цветочной тематике? Тем не менее в последней коллекции высокого ювелирного искусства Dior Rose Виктуар де Кастеллан снова меняет угол зрения на этот привычный для нее объект. Де Кастеллан известна быстрыми переходами от фигуративного стиля на абстрактный и обратно. Так, в 2019 и 2020 годах вышли абсолютно абстрактные коллекции Gem Dior и Tie & Dior, украшения которых напоминали случайное сочетание разноцветных драгоценных камней нетрадиционных геометрических огранок. В марте 2021 года появилась роскошная Rose Dior из 54 украшений, олицетворением которой стали колье и ювелирные браслеты, показывающие время, выполненные в виде золотых ветвей с вполне реалистичными шипами, листьями и распустившимися бутонами. Теперь слово опять за абстракцией.
Dior Rose — крупнейшая коллекция высокого ювелирного искусства Dior Joaillerie за всю историю модного дома, состоящая из 116 предметов. Во время пышного ужина в Чэнду 7 июня 24 модели в платьях, созданных Марией Грацией Кьюри специально для мероприятия, демонстрировали уникальные украшения в форме как геометрических конфигураций бесцветных бриллиантов, лишь отдаленно напоминающих цветы, так и вполне читаемых роз, богато инкрустированных цветными драгоценными камнями.
В новом ювелирном саду Виктуар де Кастеллан растут розы четырех сортов: романтичные, напоминающие витраж, футуристичные и абстрактные. В романтичном прочтении розы наиболее фигуративны, а каждая следующая серия все больше приближается к абстракции.
Колье с бирманским сапфиром изумрудной огранки можно считать одним из самых фигуративных украшений коллекции. Ветви из белого и желтого золота обильно инкрустированы бриллиантами, листья сверкают зелеными цаворитами, а бутон выложен цветным градиентом гранатов, аметистов, родолитов и турмалинов параиба в снежной закрепке (каждый камень подбирали комплементарно цвету центрального сапфира). В серьгах из этого комплекта бриллиантовые ветви и листья из белого золота подчеркнуты блестящим зеленым лаком, техникой, ставшей элементом фирменного стиля де Кастеллан.
Ассоциацию с витражными розами в католических соборах вызывают ажурные колье, кольцо и серьги с рубинами и розовыми сапфирами, расположившимися симметрично вокруг центрального рубина из Мозамбика. Во всех украшениях этой линии бриллианты огранок «маркиза» и «багет» установлены в украшения с намеренной хаотичностью.
За футуризм в коллекции отвечают жемчуг и опалы. Серьги, подвеска и кольцо из желтого или белого золота сверкают золотистыми или белыми жемчужинами южных морей, каждая из которых расположилась в центре стилизованного цветка с венчиком и лепестками в бриллиантах. Черный опал де Кастеллан окружила брызгами бриллиантов, сапфиров, цаворитов и изумрудов круглой огранки в нежных фиолетово-голубых и зеленых оттенках.
И наконец, абстрактные украшения Dior Rose стали посвящением де Кастеллан мастерству парижских ювелиров. В округлой, объемной форме колье, серег и кольца есть лишь легкий намек на любимый цветок великого кутюрье.
Чтобы порадовать многочисленных азиатских клиентов, оставшихся без путешествий, Dior Joaillerie привезли все 116 изделий в Китай. Такие выезды становятся уже традицией: в прошлом году коллекцию Tie & Dior представляли в Шанхае, также показывая украшения на моделях, которые появлялись перед гостями в специально сшитых для мероприятия кутюрных платьях. Остается надеяться, что увидеть украшения вживую будет возможно не только в Поднебесной.