Вектор Вандома

Высокое ювелирное искусство

После 2020 года привычный календарь ювелирных мероприятий подвергся тщательному пересмотру и… остался прежним. Вандомские гранды все так же выпускают две коллекции высокого ювелирного искусства в год и показывают их во время Недель от-кутюр в январе и июле. Масштабные собрания массивных украшений с крупными камнями — таков сегодняшний курс ювелирного Вандома. И ему следуют признанные мастера по всему миру.

Вид Вандомской площади

Фото: Sylvain Sonnet / Getty Images

Boucheron

Если январскую коллекцию высокого ювелирного искусства креативный директор Клер Шуан всегда посвящает архивам дома, то в работе над июльской она абсолютно свободна. В этом году Шуан решила создать ювелирную голограмму, изучить отношения света и цвета: «Я прихожу к выводу, что украшение делает не обязательно природная ценность его материалов. Для меня они ценнее, если в них есть мечта, вызывающая эмоции». Отступив от традиционного подхода к драгоценным цветным камням, Шуан сфокусировалась на том, чтобы передать весь цветовой спектр в каждом украшении. Источником вдохновения стали световые эффекты радуги и северного сияния, работы скульптора Олафура Элиассона и архитектора Луиса Баррагана. Коллекция Holographique состоит из 25 украшений, поделенных на девять комплектов, из керамики и горного хрусталя, с бриллиантами и аквамаринами, сапфирами и опалами. Колье Opalescence построено вокруг кабошона белого опала в 71 карат и мотива бойцовой рыбки, изготовленной в технике plique-a-jour с использованием прозрачного лака и подвешенной на нити опаловых бусин общим весом 1500 карат. Цветы на кольцах серии Chromatique выполнены из керамики, покрытой расплавленным при больших температурах металлом: так создается голографический эффект. Фирменный для Boucheron горный хрусталь в браслете Halo и броши Jack тоже получил подобное покрытие. Но главным изделием коллекции стало колье с говорящим названием Holographique, построенное из тонких полукружий горного хрусталя, с голографическим покрытием и 20-каратным желтым сапфиром в центре.


Gucci

Бренд Gucci на Вандомской площади можно считать новоселом — именной ювелирный бутик марки открылся здесь лишь в 2019 году. Новосел новоселом, но презентация второй по счету коллекции высокого ювелирного искусства Hortus Deliciarum («Сад наслаждений») проходила не в Париже, а в итальянской Стрезе, на Villa Pallavicino, и не во время кутюрной недели, а чуть раньше, в конце июня. В коллекции более 130 предметов, разделенных на четыре тематических части, большинство изделий представлены в единственном экземпляре. Первая часть — ода красоте природных пейзажей. Это миниатюрные водопады в виде каскадов бриллиантов в колье с драгоценной бахромой и серьгах-шандельерах, где среди бриллиантов сверкают сиреневая шпинель или ярко-голубые турмалины параиба. Цвета закатного неба определили палитру украшений второй части с опалами и топазами, спессартинами и турмалинами. Третья часть посвящена романтическому розовому саду, представленному бантами в стилистике рококо и сотуарами с растительными мотивами с сапфирами падпараджа и турмалинами цвета индиго. Некоторые колье созданы с отстегивающимися — чтобы можно было носить отдельно, в виде брошей — подвесками. Четвертая часть про животных: окруженные цветами, листьями и звездами в обильной бриллиантовой инкрустации львы и тигры держат в пасти танзаниты и желтые бериллы.


Piaget

Piaget, колье-трансформер Extraordinary Lights, белое золото, центральные желтый бриллиант (8,88 карата) и шпинель (3,61 карата), желтые и бесцветные бриллианты, шпинели, разноцветные сапфиры

Фото: Piaget

Каждый ювелирный бренд по-своему отвечает на вопрос, чего хочет тот 1% населения планеты (и прежде всего молодые его представители), который может позволить себе украшения высокого ювелирного искусства. Швейцарская марка Piaget считает, что это многоплановость — свойство украшений, позволяющее носить одно и то же изделие по-разному. Поэтому в коллекции Extraordinary Lights, состоящей из 42 предметов, много украшений-трансформеров. Так, колье с желтыми бриллиантами, синими сапфирами и красной шпинелью можно носить разными способами: «на лицо и наизнанку», а также отстегнув подвеску со шпинелью или пристегнув бриллиантовую цепочку, которая, ко всему прочему, может служить и браслетом. А у колье-хамелеона Blissful Lights желтый бриллиант весом 10,12 карата отстегивается и вставляется в коктейльное кольцо.

Тема коллекции — ночное звездное небо — достаточно абстрактна, чтобы не вдаваться в фигуративность, а сделать главными героями драгоценные камни, на поиск которых у геммологов дома ушла пара лет. Так, колумбийский изумруд весом 16,84 карата, венчающий колье Magical Aurora, вдохновил дизайнеров на композицию, напоминающую северное сияние.


Louis Vuitton

Французский дом Louis Vuitton отмечает 200-летие со дня рождения своего основателя масштабной ювелирной коллекцией из 90 украшений. Назвали ее Bravery — отдавая дань смелости подростка по имени Луи Виттон, в 12 лет покинувшего родную Швейцарию, пешком добравшегося до Парижа и с нуля построившего империю роскоши, чья эстетика и сегодня остается эталоном элегантности. Украшения построены на фирменных мотивах Louis Vuitton: камни запатентованных огранок «монограмма» и «цветок», «шнуры» из золота и бриллиантов, золотая сетка с рубинами, напоминающая узор на знаменитых чемоданах. Есть и другие отсылки — к жизни самого Луи Виттона. Так, колье Constellation d’Hercule («Созвездие Геркулеса») с цаворитами, танзанитами и 50 каратами австралийских опалов посвящено расположению звезд на небе в тот момент, когда Луи появился на свет. Заглавным изделием коллекции можно считать трехрядное колье Mythe с кабошоном сапфира со Шри-Ланки весом 19,7 карата, сапфиром с Мадагаскара весом 7,11 карата и колумбийским изумрудом в 8,6 карата. Среди других ключевых украшений выделяется колье-трансформер Star du Nord с 10-каратным бриллиантом фирменной огранки «монограмма».

Это третья коллекция высокого ювелирного искусства Louis Vuitton, созданная под руководством креативного директора Франчески Амфитеатрофф. «Если собираешься создать графически четкое и крупное украшение, оно должно быть чувственным и женственным, должно ложиться на кожу легко и быть очень подвижным»,— говорит Амфитеатрофф. Louis Vuitton показали Bravery узкому кругу клиентов в Монако, отказавшись от презентации в Париже.


Mikimoto

Основанная больше 100 лет назад компания выпустила коллекцию высокого ювелирного искусства The Japanese Sense of Beauty, посвященную родным для бренда японским пейзажам и традиционным мотивам. Из-за пандемии марка не смогла организовать полноценную презентацию в Париже — иначе по возвращении из Франции всем участникам презентации пришлось бы отбывать долгий карантин. Поэтому коллекцию представил короткий фильм с участием японской супермодели и актрисы Аи Томинага. Брошь в виде водопада из белого золота с пресноводными жемчужинами, жадеитом, цоизитом, изумрудами, сапфирами и бриллиантами навеяна изображением текущей воды на картинах художников—приверженцев укиё-э, направления, популярного в эпоху Эдо. Броши-хризантемы украшают жемчужины мело и конк. А кульминацией коллекции можно считать колье-воротник с опалами, жемчужинами акойя, турмалинами, бриллиантами и перламутром, навеянное стилизованным изображением волн — сейгайха, популярным в Японии с VI века.


Messika

«Отец одолжил мне коробку желтых бриллиантов»,— объясняет выбор главного материала для новой коллекции Magnetic Attraction основательница и креативный директор марки Валери Мессика. В коллекции всего 16 украшений: моносерьги, кольца, колье-чокеры, золотое бандо на голову и браслеты на запястье и щиколотку. Большинство украшений построены вокруг уникальных желтых бриллиантов огранки «груша», в том числе и комплект Pear Lover, состоящий из колье с 7-каратным желтым бриллиантом и моносерьги с тремя бриллиантами, каждый весом более 5 карат. Единственное исключение из цветового правила в Magnetic Attraction — моносерьга с редчайшими синим и розовым бриллиантами. «Энергия у бриллиантов такая же, как у людей. Когда вы вместе, между вами появляется связь»,— объясняет дизайнер. В коротком фильме-презентации и лукбуке коллекции все драгоценности примерила — придумав движения и хореографию специально для них — парижская танцовщица Фанни Саж.


Chaumet

Chaumet, серьги Torsade, белое золото, бриллианты

Фото: Chaumet

Коллекцию Torsade ювелирный дом Chaumet показывал не в своем вандомском бутике, а в доме напротив, в отеле Ritz, так как на момент презентации исторические салоны бутика занимали экспонаты приуроченной к 200-летию со дня смерти Наполеона выставки «Жозефина и Наполеон, одна (экстра)ординарная история». (Выбор места для организации выставки не случаен: Chaumet были придворными ювелирами при Бонапарте.)

Название Torsade в переводе с французского значит «скручивать» — коллекция навеяна декором Вандомской колонны. Как известно, все 44 метра — такова высота уникального сооружения — покрыты пластинами с бронзовыми барельефами, каждый следующий из которых расположен выше предыдущего, отчего создается впечатление, что они лентой закручены вокруг основания. «В наших архивах нет такого мотива, но все же в конце XIX — начале ХХ веков были украшения, композиция которых передавала движение в остановившемся мгновении, как если бы это была фотография водопада»,— рассказывает генеральный директор Chaumet Жан-Марк Мансвельт. Все 23 изделия построены на манер витой ленты и сделаны из белого золота с бриллиантами. Венчает Torsade тиара с бриллиантами огранки «роза» и «бриллиант». Есть и редкие цветовые акценты рубинов, изумрудов и сапфиров. Также под запуск коллекции ювелиры подготовили пять украшений категории fine jewellery с бриллиантами поменьше.

Екатерина Зиборова

Вся лента