Машины разъехались к осени
Российский авторынок в августе упал на 17%
Продажи новых автомобилей в РФ в августе снизились сразу на 17% в результате незапланированных остановок производства из-за нехватки компонентов. В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) говорят, что дефицит микроэлектроники продолжает увеличивать разрыв между спросом и предложением на авторынке.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в августе упали на 17%, до 114,1 тыс. машин, подсчитали в АЕБ. Месяцем ранее рынок сокращался на 6,5%, до 132,64 тыс. машин, однако если тогда влияла высокая база июля 2020 года, когда продажи пошли вверх после снятия локдауна, то сейчас ситуация иная: в августе прошлого года продажи падали на 0,5%.
На август пришлись традиционные каникулы на многих заводах, которые в целом учтены в производственных планах, но одновременно с высоким спросом на автомобили это привело к продолжению дефицита.
Также на выпуске и продажах сказывался дефицит микроэлектроники, в том числе и для модулей «ЭРА-Глонасс», установка которых до недавнего времени была обязательной.
«Хотя спрос остается стабильным, падение производства в результате нехватки электронных компонентов на мировом рынке продолжает увеличивать разрыв между спросом и предложением, оказывая негативное влияние на объемы продаж»,— говорит глава комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штерцель. «Поскольку никаких признаков быстрого решения этой проблемы нет, мы ожидаем нестабильность продаж и дальнейшее сокращение рынка в ближайшие несколько месяцев,— продолжает он.— В годовом выражении результаты остаются положительными».
Обновленный в июле годовой прогноз АЕБ предполагает рост рынка на 9,8% (почти до 1,8 млн машин), хотя на тот момент по итогам января--июня продажи росли на 36,9%.
Площадки АвтоВАЗа, где производится бестселлер российского рынка Lada, простаивали сверх каникул. В итоге продажи Lada упали на 32%, до 19,4 тыс. штук.
Реализация лидера среди иностранных брендов Kia снизилась на 13%, до 17,3 тыс. машин. Другой корейский бренд Hyundai сократился в августе сильнее — на 19%, до 14,1 тыс. машин. В минусе также Renault (на 11%, до 9,7 тыс. штук), Toyota (на 4%, до 6,8 тыс. машин), Nissan (на 28%, до 2,8 тыс. штук). Сразу на 41% (почти 6,8 тыс. штук) упали продажи Volkswagen, Skoda — на 39%, до 5,5 тыс. штук.
Положительную динамику среди топ-10 рынка показали только ГАЗ (на 34%, 5,2 тыс. штук) и Chery (на 163%, почти до 3 тыс. машин).