Natura Siberica предлагается медиация
Как можно закрыть спор наследников Андрея Трубникова
Корпоративный конфликт в компании Natura Siberica может быть урегулирован в досудебном порядке. Стать посредником в диалоге на днях предложил бизнес-омбудсмен Борис Титов. Поводом стало коллективное письмо сотрудников Natura Siberica. В нем они попросили поддержки в конфликте с сооснователем компании Ириной Трубниковой, а ее действия назвали противоправными. Ранее первая жена основателя фирмы объявила, что взяла под контроль одну из производственных площадок в Московской области. После этого бывший менеджмент сообщал о полной приостановке производства, работы магазинов и невозможности распоряжаться брендами компании. Представители Ирины Трубниковой все обвинения отвергали.
Проблему решить можно только при внешнем содействии, рассказал “Ъ FM” бизнес-омбудсмен Борис Титов: «Действительно, в этом конфликте государство не участвует. При этом омбудсмен защищает бизнес от нарушений со стороны госорганов. Но в данном случае, когда есть конфликт, при институте уполномоченного по защите прав предпринимателей существует опыт процедур медиации, где множество конфликтов решились через общественный арбитраж. Так же и здесь. Мы встретимся со сторонами, если они сочтут это возможным и нужным, попробуем внести свою лепту в урегулирование этого конфликта. Это нужно для того, чтобы сохранить предприятие и рабочие места. Конфликт между предпринимателями идет, решить его в свою сторону никто не может, поэтому необходимо применить, как делается во всем мире, медиативную процедуру.
Обычно ведутся переговоры с каждой стороной отдельно, а потом принимается компромиссное решение. Если потом уже есть наметившийся путь к решению проблем, то тогда проводятся какие-то совместные процедуры».
После смерти основателя Natura Siberica Андрея Трубникова в январе 2021 года на доли в компании стали претендовать сразу несколько наследников — две жены и дети от разных браков. Арбитражные суды назначали внешних управляющих по заявлениям наследников.
Один из них — Борис Любошиц — рассказал “Ъ FM”, что реально провести аудит компании до сих пор невозможно: «Срок доверительного управления у меня заканчивался 7 июля. Благодаря сопротивлению физически я смог войти в компанию 2 июня. И мне ничего не предоставили, никаких документов. Мы не смогли провести ни аудит, ни оценку. Нынешний доверительный управляющий Сергей до чего может дотянуться? Если происходит постоянное вредительство, манипуляции базой "1С", уничтожаются документы. Судя по тем интервью, которые он дает, важнее новое сопротивление, поэтому и не удается провести аудит.
В законе нет такой статьи, где было бы написано, что акционер, препятствующий аудиту или возможности других акционеров ознакомиться с положением дел в компании, несет какую-то ответственность. То есть здесь надо думать, что применить.
Как Борис Титов предложил помочь в разрешении конфликта в Natura Siberica
С точки зрения компромисса нынешний управляющий должен предложить Ирине Трубниковой, чтобы не было подозрений в ее адрес, подозрений в адрес текущего доверительного управляющего, составить список того, что мешает устранить эти помехи. Одновременно с этим сделать аудит на дату смерти Трубникова и на сегодняшнюю дату, и посмотреть, что за это время изменилось. Думаю должен появиться временный совет директоров, временный управляющий орган из представителей Ирины Трубниковой и представителей доверительного управляющего. Но есть решения, которые нужно принимать и исполнять быстро. Очень многое зависит от ее доброй воли, от ее желания договариваться, которого я не вижу. Она согласится с каким-то решением, а на деле оно будет блокироваться».
“Ъ FM” отправил запрос представителям Ирины Трубниковой. Ранее в интервью “Ъ FM” она рассказала, что полностью выполняет предписания суда по сохранению производственной базы и аудита финансов компании. Между тем эксперты рынка, опрошенные “Ъ FM”, предполагают, что капитализация Natura Siberica может резко сократиться. Сам Андрей Трубников оценивал компанию в $1 млрд. Летом, по данным СМИ, ее стоимость уже опустилась до $100 млн.