Участковых вызвали из квартир
Челябинские полицейские пожаловались президенту на выселение из ведомственного жилья
Бывшие и действующие участковые уполномоченные управления МВД по Челябинску записали видеообращение к президенту России Владимиру Путину и министру внутренних дел Владимиру Колокольцеву с просьбой передать им в собственность служебное жилье. По их словам, предоставляемые им 20 квартир находились в собственности администрации областного центра, а не жилищного фонда МВД, и теперь мэрия требует выселения из квартир. В УМВД отказываются от комментариев. Эксперты считают действия мэрии, исполнявшей закон «О полиции» в части предоставления жилья, правомерными.
Группа действующих и бывших участковых уполномоченных управления внутренних дел Челябинска записала открытое видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину и министру внутренних дел России Владимиру Колокольцеву с просьбой решить проблему с предоставлением в собственность служебного жилья. Видеозапись обращения была опубликована в Telegram-канале «Профсоюз УМВД г. Челябинска». Участники утверждают, что сотрудники администрации, городского и областного управлений на протяжении 13 лет вводили их в заблуждение и скрывали, что служебное жилье, в котором они проживают, находится в собственности муниципалитета. Теперь мэрия требует выселения правоохранителей из служебного жилья в связи с отсутствием прав на него. Ранее в рамках служебного найма полицейским были предоставлены 15 квартир в доме на улице Российской, 63-б и пять квартир в доме на Шоссе Металлургов, 24а. Указанное жилье предоставлялось в рамках областной целевой программы «Совершенствование деятельности участковых уполномоченных милиции ОВД Челябинской области на 2006–2008 годы».
Представитель инициативной группы Яна Кириллова указывает, что заказчиком строительства дома на Российской выступило ГУ МВД по Челябинской области. Сам дом был предназначен для сотрудников полиции, и остальные 145 квартир уже приватизированы нуждающимися в улучшении жилищных условий правоохранителями. По словам участников обращения, администрация отказывается предоставить взамен другое жилье, а в главном управлении МВД отказываются от помощи, ссылаясь на отсутствие у ведомства жилищного фонда.
«С 2011 года администрация Челябинска пытается нас различными способами выселить из домов. Все мы отслужили в МВД не менее 25 лет, не менее десяти лет проживаем в указанных квартирах. Учитывая сроки выслуги и проживания в служебном жилье, мы имеем не только все основания для бессрочного пользования жильем, но и на получение его в собственность. Сотрудников, вышедших на пенсию, мэрия, по решению Центрального районного суда Челябинска, выселяет без предоставления другого жилья,— отмечает в обращении Яна Кириллова.— Каждый из нас встал в очередь на улучшение жилищных условий до 1 марта 2005 года. Мы установили, что предоставленные нам администрацией в 2008–2009 годах квартиры никогда не проходили государственную регистрацию как служебное жилье. Заключенные с нами договоры служебного найма являются подложными, так как содержат недостоверные сведения о статусе квартир. Предоставленные квартиры поставлены на учет в декабре 2011 года в качестве муниципальной собственности».
В пресс-службе управления МВД по Челябинску воздержались от комментариев, объяснив это тем, что вопросы следует задавать городской администрации. В пресс-службу мэрии направлен запрос, ответ на который до момента публикации материала “Ъ-Южный Урал” не получил.
По мнению юриста компании «Форлекс» Николая Попова, действия администрации законны, поскольку она являлась исполнителем закона «О полиции», а на жилые помещения не оформлялся договор социального найма.
«Со стороны участковых есть определенное недопонимание нормативного регулирования. Закон “О полиции” устанавливает порядок предоставления жилья и условия предоставления сертификатов на приобретение жилья. Администрация, предоставлявшая помещения, скорее исполнитель этого закона. Он устанавливает, что служебное жилье предоставляется либо из специализированного жилого фонда МВД, а если таковой отсутствует, то из фонда муниципалитета, при отсутствии такого жилье снимается в аренду министерством внутренних дел и предоставляется участковому,— комментирует Николай Попов.— Участковому действительно может быть предоставлено жилье, которое находится в фонде муниципалитета, а не МВД. Что касается вопроса выселения, то сотрудникам полиции законом “О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел РФ” установлены специальные гарантии на получение жилья. Есть условия и для предоставления жилья по договору социального найма, но для этого необходимо было встать на учет в качестве нуждающегося в жилье до 2005 года».
Эксперт считает, что за предоставление жилья сотрудникам отвечает областное управление МВД.
«Администрация действует законно, так как оснований для предоставления жилья по иным основаниям у них нет в силу того, что данные помещения были переданы как специализированные, и в отношении них не заключался договор социального найма, что исключает право на приватизацию. Участковым рекомендую решать вопрос не с администрацией, а с МВД, так как именно министерство внутренних дел принимает решение о том, какие социальные гарантии применимы к тому или иному сотруднику. Следует помнить, что у администрации значительная очередь на получение жилья иных групп граждан, имеющих право на бесплатное жилье»,— отмечает эксперт.
Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 года предусматривает обеспечение сотрудников правоохранительных органов жильем за счет средств федерального бюджета. По закону, полицейские могут оформить служебное жилье в собственность либо получить единовременную выплату на покупку жилья.