Бокситское восстание
Переворот в Гвинее меняет конъюнктуру мирового рынка алюминия
Мировой рынок алюминия стоит на пороге дефицита боксита из-за государственного переворота в Гвинее, которая является одним из крупнейших источников сырья. Алюминиевая ассоциация уже выразила обеспокоенность ситуацией. По мнению источников “Ъ”, только «Русал» может потерять до трети производства алюминия. Но стоимость металла, и так находящаяся на десятилетних максимумах, под влиянием событий в Гвинее дополнительно возросла, что может, по оценкам аналитиков, с лихвой компенсировать издержки, связанные с перебоями в поставках сырья. При этом, полагают они, любая власть в стране будет заинтересована в притоке экспортных средств.
От произошедшего 5 сентября переворота в Гвинее пострадала мировая алюминиевая отрасль. Местные военные объявили о захвате власти в стране, арестовав президента страны Альфу Конде. Позже последовали заявления о закрытии границ, роспуске правительства и парламента и приостановке действия конституции.
Основатель «Русала» Олег Дерипаска в своем Telegram-канале сообщил, что переворот может серьезно встряхнуть рынок алюминия, так как 20% мирового производства алюминия используют бокситы из этой страны. Потребности глиноземных заводов «Русала» обеспечиваются на 80% поставками с бокситодобывающих активов группы. В Гвинее на компанию приходится половина добычи бокситов — 7,3 млн тонн из 14,8 млн тонн по итогам 2020 года.
Алюминиевая ассоциация также заявила, что ситуация в Гвинее несет существенные риски для российской и глобальной алюминиевой отрасли. Гвинея занимает первое место в мире по запасам бокситов (26,4% всех мировых запасов). Доля Гвинеи в поставках сырья для Китая — крупнейшего в мире производителя алюминия — составляет 50%, «Русала» — крупнейшего производителя алюминия за пределами Китая — 45%.
«Военный переворот всегда приводит к нестабильности и долгосрочным рискам остановки производства или вывоза сырья из Гвинеи,— сообщается в заявлении ассоциации.— Быстро найти замену такому объему бокситов в глобальном масштабе невозможно».
По словам источника “Ъ” в отрасли, риски сокращения потока сырья реальны как никогда. Он утверждает, что «Русал» потенциально может потерять треть производства алюминия и компенсировать эти потери фактически неоткуда. Новых месторождений бокситов в стране нет. «Если рассматривать возможности использования других источников сырья для производства глинозема, то себестоимость будет намного выше, чем при использовании импортного боксита,— говорит собеседник “Ъ”.— Кроме того, необходимы гигантские инвестиции в технологии. На фоне недавно введенных экспортных пошлин на алюминий в размере 15% и рисков сокращения производства такие проекты могут оказаться невостребованными». В «Русале» сообщили лишь, что в случае дальнейшей эскалации нестабильности готовы к эвакуации российского персонала.
Вместе с тем для «Русала» ожидание глобального дефицита алюминия имеет и позитивный эффект. Акции компании на Гонконгской бирже достигли максимума с 2011 года: в понедельник их стоимость увеличилась на 14,8% — до 6,99 гонконгского доллара за бумагу. Алюминий, который и без этого растет в цене под влиянием действий китайских властей (см. “Ъ” от 1 сентября), отреагировал на события в Гвинее новым скачком. Фьючерсы на алюминий с поставкой через три месяца на LME торговались на уровне $2727 за тонну, что на 1,2% выше их стоимости на момент закрытия предыдущей сессии. Цена алюминия в Шанхае выросла на 3,4%, до максимума с 2006 года.
Василий Сучков из «Велес Капитала» считает, что ситуация в Гвинее несет для «Русала» как риски, так и возможности. С одной стороны, длительные перебои в поставках бокситов из Гвинеи приведут к падению производства и продаж, с другой — возможный рост цен может перекрыть спад операционных показателей «Русала». «Также стоит учитывать, что "Русал" обладает достаточно диверсифицированной ресурсной базой и сможет компенсировать часть гвинейских объемов за счет активов в других странах,— говорит господин Сучков.—
Мы считаем, что власть в Гвинее (как новая, так и старая) будет заинтересована в притоке экспортной выручки в страну, поэтому вряд ли стоит ожидать длительных перебоев в поставках сырья».
«Русал» скорее выигрывает от спекулятивного роста мировых цен на алюминий, считает эксперт. Аналитики Sova Capital в своем обзоре считают, что нехватка бокситов и высокая волатильность цен ожидаются в том случае, если комендантский час в Гвинее сохранится надолго. Но риски серьезных перебоев с поставками они считают преувеличенными.
Что происходит с российской золотодобычей в Гвинее
Кроме активов «Русала» в Гвинее расположен рудник Lefa, 85% которого принадлежит Nordgold семьи Мордашовых. Остальными 15% владеет государство. Рудник расположен в 700 км от Конакри. По итогам 2020 года на нем было выпущено 177,5 тыс. унций при общем производстве компании в 1 млн унций. Nordgold планирует построить на Lefa электростанцию мощностью 33 МВт. Инвестиции в проект составляют $23 млн. Партнером выступает китайская SUMEC. «На сегодняшний день политическая ситуация в Гвинее не влияет на Nordgold, рудник Lefa продолжает работать в обычном режиме,— сообщил представитель компании.— Безопасность наших сотрудников остается безусловным приоритетом, и мы внимательно следим за ситуацией». В августе сообщалось, что Nordgold начал добычу руды на новом месторождении в Гвинее — Diguili. Доказанные запасы составляют 138 тыс. унций.