На наш цех хватит
Нижегородская область планирует увеличить турпоток за счет экскурсий на заводы
В пятерку пилотных российских регионов, где Ростуризм планирует развивать промышленный туризм, вошла Нижегородская область. Как отмечают в ведомстве, сегодня только 4% предприятий из 18 тыс. в стране проводят экскурсии. Туристов уже принимают крупные нижегородские заводы, а также небольшие фабрики. В том числе за счет развития промышленного туризма региональные власти планируют увеличить турпоток к 2024 году на 20%, до 2,04 млн туристов в год.
Нижегородская область наряду с Красноярским краем, Белгородской, Сахалинской и Челябинской областями вошла в число пилотных регионов, где планируется Ростуризмом развивать промышленный туризм. По соглашению «Росатома» и Ростуризма, которое подписали на Восточном экономическом форуме, в России планируется сформировать единую экосреду для туристов, желающих посетить предприятия. Ростуризм сообщил, что первым шагом станет создание единой базы всех предприятий, готовых проводить у себя экскурсии. Пока, по данным ведомства, в России только 3–4% из 18 тыс. производств принимают туристические группы.
«Промышленный туризм может стать не только интересным пунктом программы во время отдыха, но еще и поможет сформировать производственную культуру труда, повысить престиж рабочих профессий», – полагают в ведомстве. Там отмечают, что в рамках проекта планируется разработать промышленные туристические маршруты с посещением производств и индивидуальные программы, в том числе обучающие, с тренингами и мастер-классами, а также деловые – для поиска партнеров.
Пока сотрудничество в сфере промышленного туризма разрознено, считают в Ростуризме. Экскурсионной деятельностью занимаются туроператоры и гиды, промышленный туристический продукт предлагают сами предприятия, а спрос формируют деловые делегации, школы и семейные путешествия образовательного формата. Опрошенные “Ъ-Приволжье” предприятия стараются привлекать туристов самостоятельно в основном в рамках развития профориентации, и лишь единицы практикуют коммерческие экскурсии и развивают это направление, в том числе как имиджевую составляющую.
Платные посещения сегодня проводит Выксунский металлургический завод Объединенной металлургической компании. Как рассказала “Ъ-Приволжье” менеджер по развитию промышленного туризма ВМЗ Лариса Малофеева, завод проводил экскурсии для коллег и партнеров еще в советские и постсоветские годы, а с 2017 года открыл платное направление. Ежегодно, за исключением пандемийного 2020 года, Выксунский завод посещают до 4 тыс. экскурсантов, в основном из Ярославля, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Москвы. «Мы продвигаем политику открытости и готовы показать предприятие любым гостям, в том числе иностранным. Конечно, есть ограничения в связи с некоторыми авторскими разработками и коммерческой тайной, но посетить цехи и познакомиться с производством можно», — отметила госпожа Малофеева.
По ее словам, руководство ВМЗ заинтересовано в большом потоке туристов, поэтому широко рекламирует промышленные экскурсии и сотрудничает с турагентствами не только Нижнего Новгорода, но и Москвы. Как подчеркнули на предприятии, туристов привлекает и культурная составляющая, в частности работы знаменитых художников на территории завода и ежегодный фестиваль современного искусства «Арт-Овраг».
В 2018 году программу промтуризма запустил Горьковский автозавод группы ГАЗ. Как сообщили на предприятии, заявки на посещение завод принимает в электронном виде, предлагая гостям экскурсионную программу по технологичным цехам.
«На экскурсии участники могут понаблюдать за работой промышленных роботов, своими глазами увидеть отлаженные действия операторов и процесс рождения автомобиля. Цель производственных экскурсий – чтобы все желающие получили представление о работе одного из ведущих предприятий автомобилестроения России, ознакомиться с технологиями производства и модельным рядом Горьковского автозавода», – отметили в пресс-службе ГАЗа. Там добавили, что экскурсии важны как для профориентации молодежи, так и для повышения туристической привлекательности региона. Кроме того, ГАЗ решил инвестировать в автомобильный музей более 500 млн руб., чтобы расширить экспозицию и дать музею интерактивные образовательные возможности. Однако пока из-за пандемии коронавируса экскурсии не проводятся.
Крупнейший производитель ПВХ в России завод «Русвинил» с 2018 года проводит экскурсии. «Обычно это организованные группы студентов и школьников старших классов, партнеров компании и заинтересованных лиц. С правительством Нижегородской области мы также сотрудничаем и принимаем гостей по его запросу. До начала пандемии на сайте предприятия также была возможность записаться на экскурсию и по наполнении группы посетить производство (пока экскурсии приостановлены)», – рассказали на «Русвиниле». Бесплатное посещение завода в основном рассчитано на информирование общественности о деятельности предприятия, применении продукции, экологических практиках и корпоративной социальной ответственности, а также на профориентацию аудитории Кстовского района. Масштабировать экскурсионную практику пока не планируется, добавили в «Русвиниле».
Химический холдинг СИБУР проводит экскурсии для местных жителей в городах, где расположены производства. В компании не считают это промышленным туризмом, а называют формой добрососедских отношений. Чтобы попасть на заводы, нужно заполнить специальную форму на сайте предприятий «СИБУР-Кстово» и «СИБУР-Нефтехим», и при формировании группы в составе 10 человек и более вас пригласят на предприятие. Посещение нижегородских площадок группы возможно после обстоятельного инструктажа и обязательно в защитной спецодежде с защитой. Есть варианты объезда и осмотра заводов по периметру, но желающие лучше узнать производство могут посетить пультовую и детально познакомиться с установками.
Кроме заводов сейчас экскурсии в Нижегородской области проводят фабрика мороженого «Колибри», Лысковский пивоваренный завод, пивоварня Heineken и фабрика елочных игрушек «Ариэль».
В 2019 году правительство Нижегородской области договорилось о развитии промышленного туризма с Агентством стратегических инициатив (АСИ). На тот момент, по данным властей, проводить экскурсии были готовы порядка 50 предприятий, и в будущем власти прогнозировали, что число таких компаний вырастет вдвое, однако планам помешала пандемия. По данным областной администрации, сейчас кроме перечисленных выше заводов принимать туристов готовы «Россети». А Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева создал волонтерский отряд «Промэкскурсовод», специализирующийся на промышленном туризме.
Также правительство вместе с промышленниками формирует новые исторические точки притяжения по местам бывших фабрик или знаковых мест, например знаменитых шуховских башен. Отдельно в департаменте туризма отмечают будущий туристический парк «Баташев» в Выксе, включающий музейный комплекс, парк экспонатов промышленного наследия, мастерские и проекты инженера Владимира Шухова.
За счет промышленного туризма власти рассчитывают на 20% увеличить турпоток к 2024 году. По последним данным, в 2020 году регион, несмотря на пандемию коронавируса, посетили 1,7 млн туристов.