Российские кондитеры потеряли $9 млн из-за спора с Белоруссией о сиропе в конфетах
Экспортеры российских кондитерских изделий с октября 2020 года по август 2021-го из-за выпавших объемов поставок недополучили около $9 млн выручки, сообщила Ассоциация предприятий кондитерской промышленности («Асконд»). Причиной стали ограничения на продажу в Белоруссии конфет с сорбитовым сиропом. По данным ассоциации, на восстановление потерянных позиций на белорусском рынке может потребоваться 1,5 года.
Сорбит (Е420i) и сорбитовый сироп (E420ii) применяются в кондитерской промышленности как подсластители и влагоудерживающий агент, а также как эмульгаторы.
Осенью прошлого года власти Белоруссии потребовали наносить на кондитерские изделия с сорбитовым сиропом маркировку о содержании подсластителя, указав, что он «при чрезмерном употреблении может оказывать слабительное действие». Продукция без такой маркировки в Белоруссии изымалась из оборота. Под запрет попала продукция производителя мармелада «Русский кондитер», Азовской кондитерской фабрики (конфеты Toffee, козинаки, щербеты), кондитерской фабрики «Белогорье» (вафли и печенье), АККОНД (суфле «Птица дивная»). Добиться восстановления поставок в Белоруссию кондитеры смогли только в конце августа этого года, сообщает РБК.
По данным «Асконд», сорбитовый сироп содержится в около трети кондитерских изделий, которые Россия ввозит в Белоруссию. В 2020 году в Белоруссию было поставлено около 105,5 тыс. т кондитерской продукции на $200 млн.
Белоруссия заявляла, что маркировка должна быть на всех изделиях с сорбитовым сиропом, российские производители уверяли, что маркировка не нужна, так как сироп используется для удержания влаги. По мнению белорусской стороны, в техрегламенте Таможенного союза нет указания, при каком содержании сорбитовый сироп считается компонентом для удержания влаги, поэтому производители могли использовать его вместо сахара. Когда сорбитовым сиропом заменяют сахар, процент его содержания в продукте высокий, что может привести к расстройству пищеварения. Если сорбитовый сироп только удерживает влагу, то его доля в продукте мала, и он не может повлиять на самочувствие потребителя.
В марте Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) подтвердила, что при использовании сорбита не как подсластителя специальная маркировка не требуется. После этого Белоруссия начала снимать ограничения «очень выборочно и по итогам встреч с представителями компаний», отметили в «Асконд». После обращения ассоциации в ЕЭК, Белоруссия возобновила оборот российской продукции.