Олега Тинькова подвели под deepfake
Как мошенники используют образ предпринимателя
Мошенники распространили в соцсетях deepfake с основателем банка «Тинькофф» Олегом Тиньковым. На видео ненастоящий предприниматель предлагает 50%-ый бонус за открытие брокерского счета. А ссылка под роликом ведет на мошеннический сайт с логотипом банка, где необходимо оставить свои персональные данные. В самой организации заявили, что никогда не записывали такого видео и назвали ролик «плохо сделанным deepfake». Собеседники “Ъ FM” отмечают, что подделку выдают следы плохого монтажа, хотя в целом фейковый миллиардер выглядит достаточно органично. И в будущем такие ролики могут стать для мошенников основным источником заработка. Подробнее об этом — Владислав Викторов.
«Важное заявление от Олега Тинькова», — гласит подпись на видео, где некий человек, сильно похожий на миллиардера, сидит перед камерой и рассказывает о якобы новой бонусной программе для пользователей площадки для инвестиций. Он моргает, крутит головой, двигает руками — все выглядит вполне органично. Более того, человек на записи лысый, а, как известно, еще несколько месяцев назад Тиньков действительно ходил с короткой стрижкой из-за болезни. И если смотреть этот ролик с экрана смартфона, заподозрить что-то не так и просто. Но выдает голос, который совсем не похож на настоящий.
А это настоящий Олег Тиньков отвечает на вопросы Юрия Дудя в 2017 году:
Впрочем, Олег Тиньков — личность известная, но прежде всего как бренд, поэтому его голос вряд ли знаком многим. И, видимо, deepfake-ролик должен был работать именно на такую аудиторию. Но при детальном рассмотрении очевидно, что это подделка, говорит постпродакшн продюсер крупной студии графики Кирилл Туманов: «Лицо у подделки выглядит как маска, моргания получились механические. Также очень хорошо заметны границы между цветом лица и кожей головы. Черты лица все-таки складываются не только из ширины, длины носа, губ и глаз — это еще и форма черепа. Ее подобрать не так просто, то есть это должен быть человек, хотя бы немного похожий по строению головы с Олегом. Другой вопрос в том, что такие детали могут сразу заметить только специалисты, а большинство людей — вряд ли».
Технологию deepfake используют и некоторые крупные бренды. Яркий пример — Сбербанк, который в рекламе оживил образ Жоржа Милославского из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». А «МегаФон», чтобы сделать Брюса Уиллиса лицом компании, предположительно, заплатил $1-2 млн актеру только за его образ. Сделать качественный deepfake пока еще сложно и дорого, но технологии развиваются, и через пару лет мошенникам будут доступны те же инструменты, что и крупным студиям, отмечает гендиректор компании «Киберполигон» Лука Сафонов:
«Сейчас в свободном доступе достаточно много инструментов для создания такого рода deepfake. Их можно сделать практически у себя дома, два-три года назад для этого требовались большие вычислительные мощности. Это касается как создания видео, так и похожего голоса. Вполне себе ход, играют на доверии, на доверии к известным персонам».
Сколько именно человек успели попасться на уловку мошенников с deepfake Тинькова, неизвестно. Накануне ролик уже начали удалять из соцсетей. Эксперты говорят, что защититься от этого можно, перепроверяя ссылки и информацию, которую размещают злоумышленники. И в целом здраво оценивать предложение — вряд ли хоть один банк будет раздавать бонусы в 50% от вложений.